Тяжкая ноша примирения
Адам Кисиль: мастер великих компромиссов![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041022/4192-7-1.jpg)
Адам Григорьевич Кисиль (1600 — 1653) — не просто великий украинец, дипломат и политик. В XVII веке он был единственным православным шляхтичем, который смог стать сенатором Речи Посполитой. Волынский магнат Адам Кисиль проникся болезненной проблемой — разрешением религиозного вопроса, возникшего перед православными и греко-католиками, а впоследствии, во времена казацко-крестьянских восстаний, на его плечи легла еще более тяжкая ноша — быть посредником между польским королем Яном Казимиром и Богданом Хмельницким. От взвешенных шагов Адама Кисиля зависела судьба Украины и Польши, наконец, и сам ход истории. Однако дипломатическая миссия великого украинца, который все время, по сути, стоял между двух огней, так и не получила должной оценки...
В течение последнего десятилетия фигуру Адама Кисиля ставят рядом с фигурой Юрия Немирича, отмечая внутреннюю противоречивость этих двух титанов духа и земли украинской. Конечно, легче искать противоречия, чем найти целостность. А она — в постоянном стремлении к компромиссам, в любых условиях, когда на чаши весов ставилась судьба не только государства, но и тысячи человеческих жизней. И недаром тот же Юрий Немирич — незаурядная личность, украинский государственный деятель эпохи Ивана Выговского — стал продолжателем политики Адама Кисиля, поскольку увидел, что путем компромисса между гетманом и королевской властью можно немалого достичь для блага Украины.
ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ
Родом Адам Кисиль был из волынской шляхты, владевшей селом Низкиничи (ныне — Иваничевский район Волынской области). Образование получил в престижной Замостской академии, которую основал коронный канцлер Ян Замойский. Владение несколькими иностранными языками, хорошее знание истории, дар оратора в дальнейшем помогут Адаму Кисилю в карьере. По примеру своих предков, после учебы он отправился на военную службу, на которой пробыл более 10 лет. Храбрый офицер участвовал во многих битвах, особенно отличился под Хотином. Смерть отца внесла коррективы в жизнь молодого воина, и он вернулся в родные Низкиничи. Как хорошо образованный человек, Адам Кисиль представлял население Волыни на сеймах в Луцке и Житомире. В 1630 году шляхта Волынского воеводства доверила ему защищать свои интересы на сейме Речи Посполитой. Собственно, с тех пор Адам Кисиль стал поборником православия. Ему принадлежит авторство проектов, которые он отстаивал вместе с православными послами Лаврентием Древинским и Михаилом Кропивницким перед польским королем Владиславом IV и представителями униатов.
В 1632 году Адам Кисиль сумел вернуть киевской митрополии Софийский собор, захваченный униатами. После этого несколько лет занимался разрешением конфликтов между православными и греко-католиками, особенно во время передачи церковного имущества. В 1633 году по милости короля Адам Кисиль стал черниговским подкоморием, ему принадлежали городки Кобыща и Козари, а также Носовское староство. Должность, которую занимал Адам Кисиль, обязывала рассматривать проблемы границ земельных владений.
Как известно, в 1637 году произошло восстание казаков под предводительством Павлюка. Знаменитая битва под Кумейками потрясла Адама Кисиля. Он, находясь в стане гетмана Николая Потоцкого, плакал, глядя на наступающих казаков: «...хороша та громада людей, и дух ее силен — если бы все это было против врага святого креста. а не против короля, Речи Посполитой и отчизны своей...». Адам Кисиль смог спасти жизни многим восставшим, однако не считал это первое посредническое великое дело успешным. Ведь не смог спасти жизнь самому Павлюку, хотя и обещал казацкой старшине, что в случае капитуляции организаторы восстания останутся в живых. Навсегда на душе Адама Кисиля останется осадок от поступка короля, который под давлением сейма покарал вождя восставших смертью.
В годы так называемого «золотого затишья», продолжавшегося в Речи Посполитой до времен Хмельнитчины, Адам Кисиль был членом комиссии по обустройству польско-московской границы по Поляновскому договору. В этом направлении дела шли успешно именно благодаря Адаму Кисилю, за что его в 1646 году назначили киевским каштеляном. Именно Адама Кисиля Варшава уполномочила послом в Москву с целью создания союза христианских государств для борьбы с турками. В польско-московских отношениях Адам Кисиль сделал все возможное, и хотя совместный поход Польши и Московии против турок не стал реальностью, дипломатические отношения между двумя странами были налажены на доселе невиданном уровне. В 1648 году за значительные заслуги король назначил Адама Кисиля брацлавским воеводой.
МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ
Еще за год до восстания под предводительством Богдана Хмельн ицкого в сенате Речи Посполитой Адам Кисиль предвидел опасность со стороны казаков: «...это дело не с той древней Русью, что только луками и рогатинами, но с жестоким, огнистым войском. которого себе так должны пропорцию считать, что на одну голову каждого из нас станет тысяча голов хлопских со стрельбой». Весной 1648 года Адам Кисиль неоднократно обращался к Потоцкому с просьбой должным образом рассмотреть ходатайство запорожцев, которые жалуются, что даже их полковники превратились в старостинских слуг и потому не могут заботиться о казацких проблемах. Летом 1648 года, во времена бескоролевья, канцлер Юрий Оссолинский, осознав реальную угрозу для Короны, все надежды возлагал на Адама Кисиля, которого обстоятельства вынудили покинуть Киев и находиться на Волыни в Гоще. Именно Адам Кисиль должен был наладить переговоры с Москвой, с которой Польша пошла бы войной на Крым, — благодаря этому Богдана Хмельницкого лишили бы сильного союзника. Вместе с тем Адам Кисиль должен был пойти на переговоры с Богданом Хмельницким, чтобы убедить его в необходимости отказаться от союза с язычниками и не проливать христианской крови. Перед Адамом Кисилем возникла дилемма: лишить казаков помощи татар и после этого расправиться с восставшими, или же — удовлетворить казаков каким-то трактатом, а потом «выбросить на море» (то есть заставить казаков воевать против Турции в интересах Польши), чтобы таким образом избежать войны в самой Речи Посполитой. Следующие шаги Адама Кисиля дают все основания утверждать, что он прибег к осуществлению второй половины плана.
Польский король Ян Казимир, по согласию сейма, направил Богдану Хмельницкому письмо, в котором указал, что признает его как гетмана Войска Запорожского и для разрешения польско-украинского конфликта шлет послов правительственной специальной комиссии во главе с Адамом Кисилем. Посольство для переговоров с Богданом Хмельницким прибыло 19 февраля 1649 года в Переяслав, где и разгорелись еще не виданные в Речи Посполитой страсти. Под насмешливые придирки гетманского окружения Адам Кисиль все-таки произнес пламенную речь в честь короля и украинского гетмана, передал Богдану Хмельницкому булаву.
Переговоры затянулись на несколько дней. Адам Кисиль, видя разгоряченного Богдана Хмельницкого, уговаривал своих комиссаров, чтобы те не требовали значительных уступок. На застолье Богдан Хмельницкий предупредил: никакого мира не выйдет; однако комиссары ожидали, что гетман на трезвую голову отбросит злые намерения. На следующий день Богдан Хмельницкий, по сути, объявил войну: «Я уже по полкам обослал, чтобы коней готовили и в дорогу готовы были — без возов, без арматы: найду я то у ляхов! Кто бы из казаков хотя один воз взял на войну, скажу ему голову снести: ничего не буду брать с собой, разве юки и саквы». В напряженной обстановке Адам Кисиль смог уговорить Богдана Хмельницкого на серьезные, рассудительные переговоры, приказав польским военным силам воздержаться от «наездов и подъездов» на восставших. Однако на Подолье передовой отряд польских сил захватил город Бар. Переговоры оказались под угрозой срыва. Адаму Кисилю слишком больно было, что неосмотрительность поляков сорвала его договоренность с Богданом Хмельницким, который вот-вот должен был отпустить на волю пленных польских воинов, но, убедившись, что поляки воюют, отказался выполнять свое обещание.
Пребывание посольства в Переяславе было опасным. Комиссаров казаки не задевали, а вот челяди доставалось. Невероятное напряжение воли и сугубо человеческие черты помогли Адаму Кисилю все-таки уговорить упрямого Богдана Хмельницкого на перемирие. Требования гетмана были довольно скромными и касались только Киевского воеводства: упразднить в этом воеводстве унию, в сенате предоставить место православному митрополиту, чтобы воевода и каштелян киевские были православными, запретить в воеводстве проживать иезуитам, князя Ярему Вишневецкого, как автора войны, лишить титула коронного гетмана.
Условия должны были выполнить до православного праздника Троицы, а после этого переговоры планировалось продолжить, причем Богдан Хмельницкий обещал польской стороне вернуть пленных взамен на Чаплинского. На «невкусном и опасном переяславском гощении» была согласована демаркационная линия, отмеченная реками Припять, Горынь, а также городом Каменец-Подольский.
СОВЕТЧИК КОРОЛЮ И ГЕТМАНУ
Адам Кисиль о результатах переговоров решил сенаторам не сообщать, иначе война была бы неизбежной. Разговаривал он только с королем в присутствии канцлера и подканцлера. Вывод для поляков, представленный Адамом Кисилем, был бесспорным: Богдан Хмельницкий неспособен сдержать восставших. Угроза гражданской войны, которая вот-вот могла вспыхнуть, негативно повлияла на здоровье Адама Кисиля, и он длительное время отдыхал и лечился в Гоще, а к Богдану Хмельницкому на переговоры ездил посол Смяровский.
Как известно, Переяславское соглашение так и не было воплощено в жизнь. Однако один его пункт польский король выполнил — киевским воеводой стал православный, а именно — Адам Кисиль. Выполнение Зборовского договора также тяжкой ношей легло на плечи Адама Кисиля. Он стал официальным посредником между правительством Речи Посполитой и казачеством, представителем высшей польской власти на казацкой территории. В киевский замок к Адаму Кисилю неоднократно за советом приезжал Богдан Хмельницкий. Вплоть до конца 1650 года царило полное понимание между гетманом и комиссарами. Хотя ситуация была достаточно напряженной. Шляхта возвращалась в свои владения и жестоко наказывала восставших крестьян. Организовывались мятежи против самого Богдана Хмельницкого. Добрым советчиком в этой сложной ситуации как королю, так и казацкому гетману стал именно киевский воевода Адам Кисиль. Еще в конце 1649 года Богдан Хмельницкий собрался было выступить повсеместно против простого люда, чтобы усмирить тех, кому не нравилось примирение со шляхтой. Однако Адам Кисиль отговорил гетмана от этого, заверив, что при таких обстоятельствах «наступила бы война, война за веру, а к чему она могла бы привести, свидетельствуют недавние ужасные последствия». Вместе с тем Адам Кисиль предостерегал польского короля Яна Казимира, что Богдан Хмельницкий имеет союз с Ордой, что простой украинский люд очень ненавидит панов, в любой момент готов к войне. Именно Адам Кисиль предупредил короля о тяжелых последствиях, если Войско Запорожское пойдет под протекторат Москвы. В том же 1650 году сенатор просил Яна Казимира, чтобы он заставил шляхтичей не преследовать казачество и восставших крестьян. В завершение Адам Кисиль прибавлял: «Я тут, рискуя жизнью, несу весь груз, а паны, что в тылу, пусть меня пожалеют, то есть пусть не выдирают у хлопа все, что он имеет за душой».
Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и «Я».
Выпуск газеты №:
№192, (2004)Section
История и Я