«Страна восходящей экономики»
На этой неделе в Украине побывала делегация японских бизнесменов, работающих в Западной Европе. Визит был организован при содействии Японской организации внешней торговли (JETRO) и стал логичным продолжением семинара, состоявшегося в прошлом году в Дюссельдорфе. Тогда японским предпринимателям рассказывали о нашей стране, а теперь они сами посетили Закарпатье, Киев и Донецк, встретились с представителями украинского правительства и работающими в нашей стране иностранными бизнесменами. Экономика Японии — вторая в мире по мощности после американской. С расширением Европейского Союза японские инвесторы начинают пристальнее смотреть на прилегающие к нему страны, в том числе — Украину. Географическая близость к ЕС и невысокая плата, за которую можно нанять работников, — факторы, способствующие привлечению японского бизнеса в нашу страну. О перспективах двустороннего экономического сотрудничества и путях интеграции в мировую экономику — в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Японии в Украине Кищиро АМАЭ.
— Насколько важен рост ВВП для привлекательности нашей страны в глазах японских инвесторов? Какие еще факторы надо учитывать?
— Рост ВВП Украины с января по сентябрь 2004 г. по сравнению с прошлым годом на 13,4% я воспринимаю с большой радостью. Это огромный успех, один из самых высоких показателей роста экономики в Европе. Но в то же время нужна осторожность, потому что цены на товары широкого потребления уже повышаются, растет инфляция. С начала года цены на мясо выросли на 38%! Это ведь большой расход для пенсионеров и рядовых граждан. Я знаю, что премьер-министр Виктор Янукович объявил о повышении пенсий. Это желательно для пенсионеров, но они уже чувствуют, что быстро потратят надбавку из-за роста цен, и надеются, что экономическая политика правительства будет уравновешивающей.
С точки зрения инвестора следует отметить два фактора. Первый — расширение Евросоюза. ЕС уже рядом с Западной Украиной, инвестиции со стороны ЕС, в том числе из Польши, в вашу экономику растут. Правда, это происходит не так быстро, как прогнозировалось. Причиной тому — второй фактор: все инвесторы — европейцы, японцы, американцы — выжидают из-за политической ситуации в Украине. Кто станет президентом, какой будет экономическая политика нового правительства?..
— Как развиваются уже существующие японские инвестиционные проекты в Украине?
— Главный японский инвестиционный проект в Украине — завод по производству автомобильной электропроводки «Yazaki» в Закарпатье. В течение последнего года это предприятие наняло еще около тысячи местных работников — это новые рабочие места. В Кременчуге японская компания Japan Tobacco International вложила $60 млн. в завод по производству сигарет.
Еще один большой проект с участием Японии в Украине, правда, другого рода — реконструкция аэропорта «Борисполь». Кредит на сумму более $171 млн. будет предоставлен в рамках помощи Украине на очень мягких условиях: 1,5% в год, выплата в течение 30 лет, причем первые десять лет — льготный период. В течение ближайшего месяца будет заключено правительственное соглашение о кредите, которое до конца года должно быть ратифицировано Верховной Радой Украины. Сейчас центральный терминал «Борисполя» в часы пик может пропускать 900 человек в час. Рядом с существующим терминалом компания «Аэросвит» решила до конца 2006 года построить свой терминал, который сможет пропускать еще тысячу человек. На японский кредит с другой стороны центрального терминала до конца 2009 года будет построен еще один, с такой же пропускной способностью, как и у «Аэросвита». Сегодня аэропорт «Борисполь» по международной шкале принадлежит к классу ниже категории «Е». После сооружения «японского» терминала категория поднимется до «С». Если этот опыт будет успешным, мы готовы работать над осуществлением более крупных проектов.
Приведу такой пример. Сейчас идет сооружение пятикилометрового железнодорожного тоннеля под Босфором. Для этого проекта Турция попросила японское правительство выделить подобный кредит почти в миллиард долларов. Это огромная сумма. До этого японское правительство уже предоставило Турции иеновый кредит на сумму $4 млрд. Я хотел бы, чтобы кредитное сотрудничество между Японией и Украиной шло так же активно, потому что вашей стране надо развивать инфраструктуру и заботиться об экологической стратегии. Ситуация с охраной окружающей среды в Украине очень тяжелая — это известно всем, но необходимо что-то предпринимать для ее улучшения.
— По вашему мнению, что, кроме политической неопределенности, мешает активизировать сотрудничество Украины с иностранными партнерами?
— Япония доказала, что мы верим в будущее украинской экономики. Ведь кредит не предоставляют тем, кто не может доказать, что вернет его в течение 30 лет. А японское правительство и частные фирмы высоко оценивают экономические перспективы Украины. Японское страховое агентство NEXI (Nippon Export and Investment Insurance) осуществляет программу правительственного страхования бизнеса за рубежом. Оно готово содействовать и японскому бизнесу в Украине. Поэтому мы надеемся, что в следующем году японские инвестиции в вашу экономику будут развиваться активнее.
— А как вы оцениваете шансы интеграции украинской экономики с европейской? Как пройти путь к единой Европе быстрее, чем упомянутая вами Турция?
— Я мало знаком с экономической ситуацией в Турции. Но я знаю, что их годовой доход на душу населения — $3,5 тыс., а в Украине он в прошлом году составил $970. Конечно, экономика — это не только ВВП и уровень дохода на душу населения. Думаю, у вас есть огромный шанс: успеху Украины должны способствовать ее границы со странами ЕС с одной стороны и СНГ с другой, а также выход к морю. Необходимо создавать конкурентоспособную продукцию, повышать технологический уровень производства. Не только Украина, но и другие страны, в том числе Турция, Россия, Румыния, вкладывают инвестиции в системы производства, знания, технологии.
Именно поэтому так быстро развивался Китай. Многие японские компании организовали в Китае свое производство, наняли местных работников, но затем китайцы на основе этого опыта создали собственные предприятия. У Украины есть хорошая база для развития высоких технологий — образование и грамотность ваших специалистов.
А государство должно помогать работе иностранных инвестиций с помощью совершенствования налоговой политики, создания инфраструктуры. В Китае, Корее, странах Юго-Восточной Азии были созданы специальные экономические зоны. Я их видел, они обеспечены нефте- и газопроводами, электроснабжением, водоснабжением… В Украине я тоже посетил так называемые специальные экономические зоны. Но, к сожалению, это одно название. Говорят, по ту сторону дороги — специальная зона. Спрашиваю, а где же линия электропередач? Отвечают, что «если будет завод, тогда и электричество проведем, и водопровод построим». Но это уже поздно! Необходимо создать ведомство для привлечения иностранных капиталов, которое бы занималось и специальными зонами. Президент Украины подписал такой указ, но он до сих пор не реализован.
Недавно японский концерн «Тойота» и французский «Пежо» решили построить огромный завод по производству автомобилей в Чехии. Это станет серьезным стимулом для развития местной экономики. Для реализации этого проекта чешское правительство создало специальную группу из пяти человек. Они три года ездили в Японию, вели переговоры с руководством «Тойота». А сейчас концерн «Тойота» смотрит на Россию... Ну почему не на Украину? Очень жаль!
— Упомянутые вами высокие технологии касаются в том числе оборонной промышленности. Некоторые украинские политики говорят, что вступление в НАТО убьет нашу «оборонку». Может быть, сотрудничество с Западом в сфере высоких технологий будет Украине лишь во вред, и нам стоит кооперироваться с Россией, Беларусью и Казахстаном?
— Трудно сказать, я не эксперт в оборонной промышленности. Но, например, ваши радары «Кольчуга» имеют очень хорошее качество и при этом очень небольшую стоимость, что делает их конкурентоспособными. Я не думаю, что вступление в НАТО может нести угрозу вашей оборонной промышленности. Почему до сих пор украинское правительство хотело иметь связи партнерства с НАТО? Потому что прежняя система обороны нуждалась в реформировании. По- моему, эта реформа только началась и должна продолжаться. И хотя я не знаю, будет ваша страна членом НАТО или нет, думаю, что сотрудничество с Альянсом может быть очень важным для вашей самообороны.
— Этим летом Украина и Япония подписали долгожданное Соглашение о техническом сотрудничестве и грантовой помощи. Какие перспективы оно открывает?
— Я высоко оцениваю эффективную работу вашего правительства по заключению этого соглашения. Переговоры были начаты прошлой весной, уже в июне этого года документ был подписан и в июле ратифицирован Верховной Радой Украины. Аналогичные переговоры с рядом соседних с Украиной стран Япония ведет уже три года. Сейчас, на базе заключенного соглашения, мы готовимся к созданию Японского центра в КПИ. Через год будет возведено новое здание, площадью примерно тысячу квадратных метров. Мы готовы передать для центра японские технологии, готовы направить ваших специалистов для обучения в Японию. Причем учиться у нас можно не только технологиям, но и японскому менеджменту. У вас хорошо знают американский менеджмент, но у нас его правила иные, и знание их может быть полезным. И конечно, мы можем передать наш опыт экономического развития, опыт достижений и ошибок. Например, раньше Япония, как и СССР, закрывала глаза на проблемы охраны окружающей среды. Последствия для нашей природы и наших людей были очень тяжелыми. Понадобились огромные суммы из бюджета, чтобы их нейтрализовать. Каждый год мы приглашаем украинских шахтеров в Японию для изучения системы безопасности на шахтах. Кроме того, мы можем предложить образовательные программы по антимонопольным системам, повышению рентабельности производства и т.д. Сейчас мы с украинским Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции готовим список тем, интересующих вашу страну.
Моя мечта — создать хай-тек колледж при Национальном техническом университете «КПИ». Девять лет назад Япония открыла такой колледж в Польше. Сейчас он ежегодно выпускает полторы тысячи студентов, 85% выпускников находят хорошую работу, в том числе на японских предприятиях. И процент их трудоустройства выше, чем у выпускников Варшавского университета!
— Вы много ездите по Украине. Что из увиденного за пределами Киева впечатлило вас больше всего?
— Главное впечатление — доброта украинских людей. Что касается поездок, то недавно я был в Черниговской области, где в рамках Чернобыльской программы возрождения и развития Программы развития ООН в Украине мы открыли котельную для общеобразовательной школы села Пакуль, в которой последние три года не топили. Сейчас мы реализуем проект по оказанию помощи на сумму в $73 тыс. фельдшерско-акушерским пунктам и амбулаториям 27-ми сел в Житомирской области, где проживают более 8 тыс. переселенцев из Чернобыльской зоны. Я заинтересован в том, чтобы как можно быстрее передать им оборудование, потому что приближается зима.
— Можете привести пример увиденной вами «украинской истории успеха»?
— Да, я отметил бы сотрудничество руководства Закарпатья с компанией «Yazaki». Это самый потрясающий проект. Если местные власти думают только о том, чтобы заработать самим, то инвесторы долго не задержатся в их регионе. Но на этот раз сотрудничество получилось очень эффективное. Только вот региональным властям стоит делиться друг с другом опытом сотрудничества с инвесторами. Пока что никто не хочет помогать «конкурентам» из других областей. Но такой координационный центр должен быть создан в Киеве, и если ваше правительство захочет пригласить для консультаций японских бизнесменов, мы, конечно, пойдем навстречу.
Выпуск газеты №:
№192, (2004)Section
День Планеты