Неспокойная осень
В течение всей последней недели нас опять пугали по телевизору. Отчасти — в связи с последними новостями, в которых все больше непонятного. Причем от частоты и объема освещения разными телеканалами политических событий ничего, по сути, не меняется. До сих пор так и не ясно, чем бросили в премьер-министра, что послужило причиной его недомогания. Практически во всех новостийных программах показывали одну и ту же видеозапись, отснятую с одной точки, и лишних вопросов не задавали. Так же дружно украинское ТВ сообщило о серии «митингов-протестов» против «покушения» на кандидата в президенты. Домыслы граничат с вымыслами, многочисленные комментарии повторяют друг друга. Выборы все больше напоминают телевизионное «мыло», в котором создается своя реальность, предлагаемая обществу как безальтернативная, несмотря на такое количество задействованных в «сериале» лиц.
Второй устрашающей темой недели по-прежнему был мировой терроризм. «1+1» продолжил свои исследования в этом направлении — и в «Документе», и в «Двойном доказательстве». С одной стороны, может, это не совсем вовремя, учитывая, что в стране сейчас есть темы и поактуальнее, но с другой, терроризм — это явление, которое мировая общественность только начинает изучать. Наработки спецслужб — это одно, а общественное восприятие — все-таки другое. Уже сейчас вырисовываются два направления в объяснении этого зла. Первое учитывает комплекс геополитических предпосылок, способствующих террористической активизации как методу политической борьбы и предлагает внимательнее изучать предпосылки активизации терроризма. Второе предлагает рассматривать террористов как людей, прошедших серьезную нейролингвистическую обработку, после которой они, вроде бы, и не люди, а зомби, биороботы, машины смерти, которые должны быть вне закона. Примерно на таком понимании терроризма настаивал Яков Кедми, бывший руководитель израильской спецслужбы в «Двойном доказательстве», которое в этот раз как раз и исследовало израильский опыт борьбы с терроризмом. Хотя, можно ли говорить, что этот опыт положительный, учитывая происходящее в Израиле и сегодня, еще надо подумать. Эксперты «Документа», например, против того, чтобы терроризм объясняли какими-то «программными» экспериментами и не более. Они говорили, что в Чечне за десять лет «психопатизация» населения достигла 90% — по данным чеченских психиатров. Стресс и депрессия, причина которых в бесперспективности дальнейшего существования, тоска как явление непереносимой физической боли, создают условия для успешной психологической обработки, особенно женщин, после которой жертвенность и самоубийство воспринимаются как благо.
Итоговый вывод и «Документа», и «Двойного доказательства», в котором участвовали московский журналист Вячеслав Измайлов, украинский журналист Егор Чечеринда и народный депутат Владимир Сивкович, пессимистичен: ни одна из спецслужб не в состоянии уберечь своих граждан от террора.
В историко-публицистическом цикле «Нового канала» «Тим часом», серии которого телезрители смотрят по субботам и воскресеньям, рассказывали о 1994—1995 годах. Проекция тех событий на текущие заставила вспомнить детали, явно перекликающиеся с днем сегодняшним. Например, в феврале 1995 года украинское правительство разрешило временное проживание в Украине чеченских беженцев, в первую очередь женщин и детей.
А в «Я так думаю» в очередной раз спорили об украинской культуре и украинской интеллигенции. Причем поведение спорщиков тоже было аргументом — в определении сложных гуманитарных понятий рассуждающие об интеллигентности так увлеченно дискутировали друг с другом, что ведущей не раз приходилось напоминать спорщикам, «кто в доме хозяин».
Самой беззаботной из программ оказался «Подорожник» (ICTV). Это относительно новая программа-путешествие, предлагающая телезрителям «прошвырнуться» по родным местам. В этот раз дорога «подорожников» пролегла через Винницкую область. По ходу нам немного рассказали о промышленности и достопримечательностях области, немного о туристических ее возможностях и много — об экстрим-развлечениях, которые гарантирует каждому желающему путешествие по Южному Бугу — через пороги. И главное — все рядом, все доступно и недорого.
В общем, есть жизнь и кроме выборов. Немного, но есть. И, честно говоря, хотелось бы, чтобы ее было больше.
Выпуск газеты №:
№176, (2004)Section
Медиа