Деньгами и делом
Оценка экономического курса будущего президента![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040923/4171-8-1.jpg)
Приближается время президентских выборов. Фавориты давно определены — Виктор Янукович и Виктор Ющенко. Какой вам представляется экономическая политика следующего президента, учитывая экономическую часть программ обоих кандидатов в президенты?
Ярослав ЖАЛИЛО , президент Центра антикризисных исследований:
— Речь идет не только о двух основных кандидатах: фактически все экономические программы касаются одних и тех же экономических положений. И это абсолютно нормально и логично, потому что кандидаты просто оценивают те проблемы, которые стоят перед экономикой Украины и которые больше всего волнуют сегодня электорат. С другой стороны, есть разногласия в подаче материала и в освещении путей разрешения этих задач. Если взять программу Ющенко, то она более структурируемая и более логично построена, но поскольку было сделано ударение на ее приемлемости, возможности популяризации, то очень многие положения выглядят в ней голословными. Не заметно, есть ли у Виктора Андреевича видение конкретных инструментов достижения тех или иных задач, начиная от увеличения количества рабочих мест и заканчивая преобразованиями, которые планируется осуществить относительно собственности. В программе Януковича наоборот наблюдается значительная детализация, но как-то не видно целостной стратегии экономического развития, что тем более странно, поскольку именно Янукович является руководителем рабочей группы, которая составила известную стратегию экономического и социального развития до 2015 года.
Очень показательно, что в той и другой программе и в программах остальных кандидатов нет серьезных идей, связанных с развитием рыночных преобразований в национальной экономике. Скажем, отношений в сельском хозяйстве, отношений собственности на землю, распространения рыночных отношений на сельхозпроизводителей. Очень слабо прописаны вопросы, связанные с развитием рыночной инфраструктуры, развитием предпринимательства. Мне кажется, что это скорее связано с популизмом, потому что кандидаты не очень рассчитывают на позитивное восприятие электоратом разговоров о дальнейшем углублении рыночных реформ.
И последнее: и в той, и в другой программах очень бегло и нечетко прописаны внешнеэкономические и внешнеполитические ориентиры. Ни в одной из программ не прописано четко, планируется ли и когда именно вступление в ВТО, как будет развиваться стратегия европейской интеграции, провозглашенная на высшем уровне, будет ли ей следовать кандидат. Общее мнение заключается в том, что обе программы, к сожалению, не дают представления о том, во-первых, насколько четко кандидаты видят тот комплекс проблем, который сегодня стоит перед Украиной, и во-вторых, не дают представления о том, как они планируют реально действовать в случае избрания на высшую должность в государстве.
Татьяна ЩЕРБАКОВА , эксперт Международного центра перспективных исследований:
— В принципе, обе программы очень похожи, и потому сложно их анализировать — я имею в виду, что сложно находить какие-либо отличия, потому что речь идет о разрешении одних и тех же проблем. Вообще для политических программ, и для этих двух в частности, характерным является то, что экономические вопросы изложены как лозунги. Но если говорить в общих чертах, то в программе Ющенко немного больше обоснований того, как добиться поставленной цели. Давайте проанализируем, как решаются экономические вопросы в каждой из программ.
Развитие бизнес-среды. Оба кандидата заявляют об уменьшении ставок кредитования, благодаря чему предприниматели будут иметь возможность привлекать больше финансовых ресурсов. Кроме этого, Ющенко декларирует направленность на развитие внутреннего рынка, тогда как Янукович еще вспоминает о развитии финансовой инфраструктуры и банковского сектора. Можно сказать, что принципиальных расхождений в отношении кандидатов к бизнесу нет.
Легализация личных доходов граждан. Ющенко собирается бороться с «тенью» путем снижения налогов, и, в частности, он хочет уменьшить налоговое давление на фонд заработной платы до 20% в течение пяти лет. В программе Януковича эта проблема не упоминается.
Борьба с бедностью. Если очень коротко, то намерения Януковича сводятся к повышению минимальной заработной платы и пенсии, а также возврату населению «замороженных» вкладов бывшего Сбербанка СССР. Это будет производиться за счет средств, полученных от приватизации, но благодаря государственной поддержке. Ющенко также собирается привлечь средства от приватизации, к тому же он намеревается контролировать приватизацию, чтобы объекты продавались по настоящей рыночной цене.
Занятость населения. В программе Януковича есть тезис о создании новых рабочих мест. Ющенко идет немного дальше: он декларирует создание 5 млн. рабочих мест в течение пяти лет благодаря привлечению инвестиций. Оба кандидата также обещают увеличить среднюю заработную плату в стране, однако в программе Януковича это более конкретизировано: повысить в 2 — 2,5 раза в течение пяти лет.
По моему мнению, возможен такой сценарий избирательной кампании: если победит Янукович, оппозиция не станет с этим мириться и будет добиваться признания выборов недействительными. Это на некоторое время отвлечет власть от реформ.
Александр РЯБЧЕНКО , доктор экономических наук, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций:
— Программы основных кандидатов в президенты я не читал, потому что в этом нет необходимости. Это хорошо известные люди, и их экономические подходы лучше всего проявились тогда, когда они возглавляли правительство. Думаю, что каких-либо сюрпризов в экономической деятельности в случае избрания кого-то из них президентом не следует ожидать. Отношение кандидатов к экономике отвечает рыночным принципам, — и это общая черта. Отличия также хорошо известны всем: они проявились во времена их премьерства. Хочу заметить, что есть два классических подхода к воздействию государства на экономику. В этом месте проходит водораздел между двумя кандидатами. Первый подход — это когда государство берет на себя больше функций по влиянию на экономику, в этом случае налоги выше и больше ассигнований на социальные программы. Второй подход — когда государство больше отдает на функционирование рыночной системы, оно ослабляет для этого налоги и соответственно меньше денег проходит через бюджет. В конечном счете, все сводится к тому, какой объем валового продукта перераспределяется через бюджет. Все остальное, я считаю, вторично.
На мой взгляд, Ющенко более склонен к уменьшению налогов и ограничению воздействия государства на экономику, а Янукович, скорее всего, склонен к принципу возрастания воздействия государства на экономику и увеличения социальных программ. Хотя эта разница между ними в экономической сфере не слишком велика. В значительной степени экономическая политика нового президента Украины будет определяться нынешним состоянием экономики Украины, а также отсутствием членства в ВТО. Страна также не имеет свободных экономических отношений с Евросоюзом. С другой стороны, не доведено еще до действия ЕЭП. Все это будет с трех сторон оказывать очень сильное давление на нового президента и серьезно ограничит его возможности по воздействию на экономику, независимо от того, кто выйдет победителем. Поэтому новому президенту в большей степени придется не столько реализовывать собственные принципы, сколько исходить из сформировавшегося на сегодняшний день положения. В первую очередь, ему надо постараться решить накопившиеся проблемы, и только после этого появится возможность реализовать свои идеи и свое видение ускоренного развития экономики.
Выпуск газеты №:
№171, (2004)Section
Nota bene