Получить больше власти — значит отдать больше власти сейчас
Такой должна быть формула действий будущего президента
Интрига нынешней кампании так же, как и поствыборной ситуации, что какой- либо из кандидатов вряд ли станет победителем, представляющим интересы большинства избирателей. Более того, вполне вероятно, что будущий президент будет президентом большинства политического класса и финансово-экономических элит. Безусловно, все это существенно влияет на ход и качество выборной кампании. Прокомментировать ход выборов президента, а также вероятные политические последствия «День» предложил академику НАН Украины Владимиру СЕМИНОЖЕНКО.
— Задача власти в демократических странах в период выборов — создать равные условия для всех кандидатов. Как вы оцениваете работу украинской власти в этом направлении?
— Когда мы говорим о равных условиях, то очень часто подразумеваем под этим не условия для выдвижения, регистрации и сбора подписей, а равные возможности. И здесь понятен абсолютно очевидный ответ — они, безусловно, не одинаковы. Всегда на стороне провластного кандидата есть админресурс... Разве только в Украине?
Вспомним США, где также продолжаются президентские выборы. Помните, совсем недавно мэр Нью-Йорка запретил проведение «антибушевского» митинга в центральном парке города. И это в самой демократической стране мира, которая так требует демократии от других. Действительно власть всегда имеет больше организационных, информационных, кадровых возможностей, чем оппозиция. Большинство из этих возможностей является вполне легальными. Никто же не будет отрицать присутствие Буша как руководителя государства на телеэкранах... Другое дело, что не должны блокироваться и лишаться возможностей другие кандидаты.
Но кто сказал, что нет сильных преимуществ у оппонентов власти?... На их стороне всегда симпатии населения, приверженность общественного мнения, недовольство существующими проблемами. Как правило, власть никогда не популярна, власть не любят, иное — исключение...
Давайте вспомним победу Леонида Кучмы в 1994 году, который был оппонентом власти, критиковал ее за непрофессионализм, разрыв связей с Россией, деструктивную промышленную политику. Были ли у него равные возможности с Леонидом Кравчуком?
Власть обычно приходит, особенно после окончания конституционной каденции президента, на волне оппозиции. Это дает такие мощные преимущества, которые трудно уравнять с помощью админресурса... Админресурс, как мы сейчас видим на многочисленных примерах в отдельных регионах, играет против кандидата от власти. К сожалению, таких примеров хватает в этой избирательной кампании. Как говорится: «заставь дурака Богу молиться...». Поэтому ключ этой кампании — как говорится, «короля делает свита» — в восприятии избирателями коалиций кандидатов, в понимании, что за команда идет к власти.
— По данным почти всех мониторингов, в СМИ доминирует один кандидат — действующий премьер Виктор Янукович. Не станет ли это обстоятельство, а также другие факты использования админресурса, которые приводит оппозиция, поводом для сомнений в легитимности полномочий Виктора Януковича в случае его победы?
— Согласен, это ключевая проблема будущего президента Украины. И причина здесь не в количестве газетных страниц или количестве минут на телевидении, которое занимает провластный кандидат — премьер-министр Виктор Янукович. Проблема легитимности украинских выборов — это проблема общенационального лидерства. Стране было бы намного спокойнее, если бы кто-то из наших Викторов имел «путинские» 70%.
Следующий президент победит с минимальным количественным преимуществом — это уже понятно. Выборы для них не закончатся ни 31 октября, ни 21 ноября. Нравится это кому-то из кандидатов или нет, но свою легитимность будущему президенту придется подтверждать постоянно до 2006 года, и даже до следующих президентских перевыборов. Разрыв при голосовании будет составлять только несколько процентов — потому будущий президент должен будет считаться не только со своей политической командой, но и, безусловно, с оппонентами. Потому что подавляющее большинство людей — это как раз сумма голосов двух кандидатов. Условно: 30% + 30% — эта сумма составляет большинство населения.
Давайте вдумаемся... В рамках действующей Конституции, если не осуществить политреформу, это большая угроза — когда Президента с большими полномочиями поддерживает меньшинство населения, и он внедряет в таких условиях свою собственную стратегию. Это противоречие еще раз подтверждает, что в такой ситуации как никогда необходима политическая реформа. Президент, который опирается только на 30% населения, не может навязывать свою стратегию всей стране. Эту стратегию должна формировать широкая коалиция. Только эта модель минимизирует достоверность кризисных явлений.
Нужна была бы эта реформа и парламентская структура власти, если можно было бы вернуться назад к тем временам, когда действующему Президенту, по сути, не дали достроить государство из-за «кассетных» скандалов, «кольчуг» и т.д.? На мой взгляд, для Украины лучше было бы продолжать совершенствование президентской модели. Этого требует вопрос динамики развития Украины, создание действительно конкурентной экономики. Но этого уже не вернешь...
Поэтому, учитывая вышесказанное, сегодня это единственный выход. То есть, как это ни парадоксально прозвучит на первый взгляд, будущий президент для того, чтобы получить больше власти — должен сейчас отдать больше власти. Это не каламбур. Такой должна быть формула действий будущего президента.
— Руководитель избирательного штаба Виктора Януковича Сергей Тигипко не раз высказывался против использования админресурса в поддержку кандидатуры премьера. Почему до сих пор никого из высоких должностных лиц не привлекли к ответственности за задействование админресурса в предвыборных целях?
— Мы видели на примере блока «За Единую Украину!», который мог бы получить намного больше голосов, нежели получил, что админресурс и представители власти в избирательном списке сыграли «в минус». А что мы сейчас видим?... То же самое. А иногда еще и хуже делается стараниями отдельных слишком активных губернаторов относительно массовых акций, митингов, давления в районах...
Кажется, некоторые делают это сознательно, имея в виду «обходной маневр». С одной стороны говорят — смотрите, как мы помогаем, а с другой, возможно, преследуют совсем другую цель — отвернуть избирателей... Так сказать, «технология двойного назначения».
— В предвыборной программе Виктора Януковича о политической реформе говорится немного. Насколько приоритетной задачей является для Партии регионов внесение изменений в Конституцию до президентских выборов?
— Пункты о политической реформе есть в программе Партии регионов, которая была принята еще в 2001 году. Даже сам такой термин, как «палата регионов», принадлежит Партии регионов и авторскому коллективу программы, который я возглавлял.
Другое дело, что до 2003 года в партии была четкая позиция относительно концепции политических изменений: другая палата, гибридная «олимпийская» избирательная система, реформа системы местного самоуправления и административно — территориального деления и т.д.
Но сейчас очевидно под влиянием избирательной кампании — позиция партии не так активно провозглашается. И мы видим из выступлений разных членов партии — есть разные взгляды на политреформу...
— Кандидата Виктора Януковича все еще поддерживают преимущественно жители восточных регионов, его рейтинг на западе Украины минимален. Как может измениться эта ситуация?
— Утверждение насколько ожидаемо, настолько и объективно. Это реально происходит. Если сравнивать с предыдущими выборами, а мне непосредственно приходилось ими заниматься, такой общенациональной и общерегиональной поддержки, какая была у Леонида Кучмы, сейчас не будет ни у одного кандидата. Ни по абсолютному количеству голосов, ни по регионам.
На мой взгляд, формула успеха Януковича — это надежность, это команда, которой верит народ Украины, это умение решать сложные вопросы. Технология действий — это текущая уверенная, результативная и эффективная работа правительства: повышение зарплат и пенсий, создание новых экономических проектов, рабочих мест, безопасность в стране и т.д.
Что касается поддержки Виктора Ющенко в восточном регионе, то нужно, чтобы Восток ему действительно поверил. Поверил в то, что он на самом деле хочет интеграции с Россией. Поверил в искренность намерений относительно русского языка и русского вектора в целом. А главное — в то, что придет реальная профессиональная коалиционная команда, а не представители только узкого спектра политических сил. Следует вспомнить, что причина отставки Ющенко в 2001 году не в том, что олигархи сводили с ним счеты, а в том, что когда широкая коалиция его поддержала, он сделал ставку только на отдельные политические силы правонационального толка.
— Российский президент Владимир Путин и многие другие российские политики в последнее время открыто демонстрируют расположение к Виктору Януковичу. Насколько сильным является влияние России на избирательную кампанию премьера?
— В России сейчас хватает своих проблем... Нужно осознавать, что Владимир Путин — это не тот политик, который за кого-то будет прямолинейно агитировать и кого можно легко просчитать. Не нужно упрощать действительность. На первом месте для российского президента — национальные интересы России и поверьте, он скажет свое слово тогда и так, что будет казаться якобы все с самого начала было понятно и прогнозировано. Он, по сути, определится, как говорится, — по факту и поддержит того, кто победит, но сделает это красиво. На мой взгляд, это будет именно так.
— Одним из ключевых вопросов, которые встают перед любым кандидатом после победы на выборах, является назначение главы правительства. Кого из политиков можно считать потенциальным кандидатом на премьерскую должность в случае победы на выборах Виктора Януковича?
— Что касается, так сказать, «премьероспособности» политиков из команды Виктора Януковича, то например, Николай Азаров и Сергей Тигипко являются наиболее очевидными кандидатами на эту должность. Среди остальных необходимый профессиональный уровень имеет Анатолий Кинах.
Однако, в нынешних условиях назначение премьера будет зависеть главным образом от соображений целесообразности с точки зрения коалиционной политики и хода конституционно-политической реформы. Мы это видели на примере нынешнего правительства, эта же логика, думаю, сработает и после выборов.
Выпуск газеты №:
№161, (2004)Section
Nota bene