Рыцарь автокефалии
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Василия Липкивского — одного из наиболее ярких и последовательных борцов за независимость украинского православия, богослова, реформатора церковной жизни, автора богослужебных книг, проповедей и «Истории Украинской церкви». После революции 1917 года Липкивский возглавил движение за создание украинской независимой православной церкви. Его стараниями в Киеве состоялась первая Служба Божья на украинском языке (1919), был подготовлен к печати первый украинский перевод литургии Иоанна Златоуста.
В 1921 году Всеукраинский Православный Церковный Собор, который собрался в Софии Киевской, провозгласил автокефалию Украинской церкви. Несмотря на саботаж и протесты промосковских иерархов, тогда был высвячен протоиерей Василий Липкивский в архиепископа и митрополита Киевского и всей Украины. Это состоялось рукоположение пресвитеров. Очевидец пишет: «После исповеди и причастия всех присутствующих, пресвитеры возложили руки на Евангелие, лежавшее на голове Липкивского. На плечи пресвитеров возложили руки верующие, стоящие за ними, на плечи последних — их соседи. Так вся церковь объединилась в объятиях любви...»
Так митрополит Василий стал первым предстоятелем независимой УАПЦ. Это был действительно революционный акт в истории украинского православия. Церковь начала быстро развиваться. Через три года она имела 50 епископов, почти 2000 приходов, ряд общин за пределами Украины.
Вскоре, однако, начались жестокие преследования УАПЦ («политической организации, враждебной большевикам») и требования отставки митрополита-«самосвята». Под давлением власти Собор 1927 года отстранил митрополита Липкивского. Что, однако, не спасло ни церковь (ликвидирована в 1930 году), ни ее предстоятеля — Липкивского расстреляли в 1937 году. В то время в Украине были закрыты почти все кафедральные храмы и не осталось ни одного православного епископа. Остатки общин УАПЦ были включены в РПЦ.
Но вернемся еще раз к тому необычному событию — высвячиванию. В 1921 году Василия Липкивского священниками, а не епископами, как этого требует христианская традиция. Почему так произошло? Нарушение канона произошло из-за того, что на момент образования УАПЦ ни один епископ РПЦ в Украине — ни один! — не поддержал независимой Украинской церкви и не согласился войти в ее состав. И это при том, что значительную часть русского епископата в Украине составляли украинцы! Между тем, без епископа не может быть настоящей церкви и священства.
Учредители УАПЦ не сразу решились на нарушение установившейся традиции и энергично искали выхода. В частности, обратились к патриарху Грузинской православной церкви (ГПЦ) с просьбой высвятить для Украинской церкви двух епископов. Были подготовлены кандидаты и соответствующие документы. Из этого однако ничего не вышло — тогда Украину и Грузию разделяли сотни опасных километров еще не затихшей гражданской войны. Но почему обратились именно к ГПЦ? Дело в том, что после падения Российской империи Грузинская и Украинская церкви имели весьма схожие проблемы.
Немного истории. ГПЦ — одна из самых древних христианских церквей мира. Она возникла в IV в. и чуть ли не тогда же получила автокефалию во главе с католикосом-патриархом. В 1811 году, после завоевания Грузии Российской империей, ГПЦ была преобразована в экзархат Русской православной церкви. Последний католикос Грузии Антоний II, приглашенный в 1810 г. русским Синодом в Санкт-Петербург, назад не вернулся (умер в одном из русских монастырей в 1827 г.). Вместо католикоса грузинскими православными правили русские экзархи. Сначала грузинам была обещана церковная автономия, но скоро от автономных прав осталась одна форма. Шло вытеснение грузинского языка из богослужений, из семинарий; церковное имущество переходило в распоряжение русских властей.
И вот империя пала. А 12 марта 1917 года, всего через несколько дней после Февральской революции, в древней столице Грузии Мцхета в присутствии всего епископата, многочисленного духовенства и мирян было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. В официальном документе говорилось: «Автокефалия, которую Грузинская церковь имела согласно канонам Всемирных Соборов, была ликвидирована в 1811 году не канонично. Поэтому мы все единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать автокефалию церкви Грузии возобновленной». На протесты русского экзарха Грузии грузины не обратили внимания; в сентябре 1917 года был избран Католикос-патриарх всей Грузии.
Синод РПЦ, как и ожидалось, не признал автокефалию Грузинской церкви. В послании Московского патриарха Тихона говорится, что «Все вы (епископы) получили хиротонию от более Святого Синода, от русских иерархов; все вы были архипастырями Русской церкви и дали клятву подчиняться и повиноваться ее власти... Вы провозгласили церковную автокефалию не каноничным путем. Согласно канонам, на автокефалию нужно согласие и разрешение Церкви-Матери. А без этого акты провозглашения церковной независимости не имеют канонической силы». (Напомним, что «Церковь-Мать» образовалась в ХV в., а «Церковь- Дочь» — в IV в.)
Грузинская церковь игнорировала послание патриарха Тихона. В результате произошел полный разрыв церковного общения, который продолжался до 1943 года. В течение 25 лет Грузинская церковь считалась неканонической, не признавалась другими церквями и находилась в изоляции. Только после избрания Московского патриарха Сергия (1943), возобновилось евхаристическое единение и нормальные отношения. (В примирении был заинтересован Сталин — шла война). Только в 1990 г. автокефалию Грузинской церкви признал Вселенский патриархат. Сейчас ГПЦ — полноценный член мирового православного сообщества.
Какая разная судьба у Грузинской и Украинской автокефалии! Почему так случилось, спросите вы? Кто виноват? К сожалению, ответ очевиден. Сравнить хотя бы единодушие грузин во время восстановления автокефалии в 1917 году с тем, что делалось в то же время в Украине. В Грузии не было священника или епископа, простого человека или князя, которые бы выступили на стороне Московской патриархии. А что делалось в Киеве? Не нашлось ни одного епископа-украинца, который бы поддержал идею автокефалии Украинской церкви, поддержал митрополита Василия Липкивского — патриота, подвижника, мученика.
Выпуск газеты №:
№156, (2004)Section
Украина Incognita