100 дней ректора

Недавно руководителем Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского назначили профессора Владимира Ивановича РОЖКА. Начался новый учебный год. Какие творческие, научные и международные проекты будут реализованы в Академии?
— Национальная музыкальная академия является научным учреждением, одним из наиболее мощных музыкальных центров Украины, — сказал В. Рожок. — Здесь сосредоточены лучшие силы наших музыкантов, ученых-музыковедов, деятелей музыкальной культуры. Одна из самых первых задач — мы должны решить вопрос студенческого самоуправления, чтобы привлечь студентов к активной научной, творческой и воспитательной деятельности. Так сложилось, что за последние годы, из поля зрения администрации выпали студенты. Я считаю, что это неверно. Студенты должны принимать активное участие в жизни своего учебного заведения. Об этом, кстати, говорится в Законе о высшем образовании, который был принят два года назад. Сейчас мы этим вопросом активно занимаемся. Научные подразделения Академии во главе с проректором по научной работе Анатолием Петровичем Лащенко работают над разработкой Положения о научном студенческом обществе. Будем выявлять наиболее талантливых молодых людей, принимать их в аспирантуру, проводить конкурсы студенческих научных работ.
Магистратура — хороший путь выявления талантливой молодежи, но он еще у нас не прижился. Например, как можно определить, должен ли писать магистерскую работу блестящий пианист-виртуоз, который является лауреатом нескольких международных конкурсов и уже в своей профессии стал магистром? А может ему нужно подготовить магистерскую концертную программу? Другое дело, если это студент историко-теоретического факультета. Там действительно должны быть магистерские работы. Потому что на этом факультете учатся студенты, которые в будущем будут работать над глобальными проблемами развития современного музыковедения, вопросами истории, теории музыки и тому подобное.
— Но ведь сейчас везде внедряются бакалаврат, магистратура, которые в искусстве имеют свою специфику.
— Это действительно так. Когда я работал на дипломатической работе в Посольстве Украины в Российской Федерации, то узнал, что многие высшие учебные заведения России (особенно Московский государственный университет) также негативно воспринимают ступенчатую систему образования. Европа признает, что наши дипломы и наша схема подготовки специалистов имеют очень высокий уровень. У нас есть творческие школы, особенно в искусстве, способные сформировать музыканта экстракласса, который имеет и мировоззрение, и технику, и выучку. А на Западе этого нет. Там все построено на индивидуальных формах работы.
— Научные школы в украинском музыковедении также известны далеко за пределами нашего государства.
— Кстати, активизация работы аспирантуры и докторантуры — второе важное направление работы Академии. У нас на сегодняшний день около 20 докторантов и более 120 аспирантов. Мы должны сделать все для того, чтобы эти молодые музыканты, которые учатся на стационаре и на заочной форме обучения, могли показать себя как ученые. Я считаю, что на базе НМАУ хотя бы один раз в квартал должна проводиться научная конференция по самой разнообразной проблематике. Существует много аспектов неизученного музыковедения, истории украинской музыки и ее связей с мировыми культурами. Я нацеливаю нашу научную часть на издание методических пособий, научных сборников, фундаментальных монографий наших выдающихся музыковедов для студентов, аспирантов, докторантов.
— Международная деятельность Академии разноплановая. Студенты принимают участие в престижных международных музыкальных конкурсах, фестивалях, научно-теоретических конференциях. Какие направления международной деятельности НМАУ нуждаются в активизации?
— Наша Академия является членом Европейской ассоциации музыкальных академий. Входим мы и в Ассоциацию стран Причерноморья. Меня как новоизбранного ректора пригласили в Музыкальную академию в городе Бидгощи (Польша), которая в октябре отметит свое 30-летие. Есть также приглашение от Турецкой музакадемии, из Венгрии, Германии, Вены, Парижа. По моему мнению, у нас очень мало контактов с Россией. Благодаря тому, что я определенное время там работал, я вижу, какое поле деятельности там для нашей культуры. В России проживает более 10 миллионов этнических украинцев, а граждан украинского происхождения — еще больше. Учитывая это, мы должны более широко входить в информационно-музыкальное пространство Российской Федерации. Я уже договорился с Посольством РФ в Украине и послом Украины в России Николаем Петровичем Билоблоцким о том, что в начале нового учебного года НМАУ подпишет договор о содружестве с Московской и Санкт-Петербургской консерваториями. Там училось и сейчас работает много наших выпускников и выходцев из Украины.
— Какие концертно-творческие мероприятия и фестивали планируются под эгидой НМАУ?
— Мы должны по максимуму задействовать Большой зал Оперной студии. Он у нас не используется на 100%. Меня возмущает, что там вместо концертов устраивались ярмарки промышленных товаров, базары. Я считаю, что это просто позор для Академии. Обещаю, что этого больше не будет. Уже с сентября мы планируем проводить цикл абонементных концертов. К ним привлечем студенческий симфонический оркестр, хор Академии, которые будут выступать и с сольными программами, и в концертах с симфоническим оркестром. Будут выступать камерный оркестр, ансамбли различных составов, которых у нас очень много. Открывать серию абонементных концертов будет известный не только в Украине, но и далеко за ее пределами коллектив «Киевские солисты» во главе с выдающимся украинским скрипачом и дирижером, профессором Богодаром Которовичем. Маэстро уже дал свое согласие, сказав, что с большой ответственностью будет выступать на своей родной сцене Большого зала консерватории и будет привлекать к участию в концертах таких выдающихся солистов, как Эдуард Грач, Владимир Спиваков, Юрий Башмет и другие. Я хочу, чтобы сложилась такая ситуация, когда билет в Большой зал консерватории будут спрашивать где-то в районе Бессарабки.
— Не боитесь конкуренции с филармонией?
— У филармонии свои задачи и проблемы. Мы будем делать ставку на наших молодых исполнителей. Планируем настроить орган и возобновить органные концерты.
— Планируете ли обновить репертуар Оперной студии?
— Обязательно. Нынешний репертуар Оперной студии отдает нафталином. Я привлекаю к этой работе заведующего кафедры оперной подготовки Виктора Петриченко и директора Оперной студии Нестора Савчина, чтобы мы ставили, в первую очередь, интересные экспериментальные спектакли. Мы не будем повторять ни Национальную оперу Украины, ни Детский музыкальный театр на Подоле. У нас есть специальность «музыкальная режиссура» — пусть студенты берут новые произведения и ставят. Могу привести пример из России. За три года дипломатической работы я посетил несколько спектаклей Новой оперы в Москве. Впечатления незабываемые! Там опера — это не костюмированный бал, а очень интересное действо, в котором внимание обращено, в первую очередь, на музыкальное исполнительство и на актерскую игру. Думаю, нам под силу ставить за сезон 2—3 новых спектакля. Это небольшие средства. Будут интересные постановки — и пойдут слушатели.
— Как происходит ваше сотрудничество с другими музыкальными заведениями?
— Уже несколько лет функционирует Совет ректоров музыкальных вузов Киевского региона. По моей инициативе сейчас создается Ассоциация высших музыкальных учебных заведений всей Украины. Ее цель — обсуждение проблем музыкального исполнительства, согласование планов научных разработок, а также совместное решение неотложных вопросов в сфере художественного образования. В частности, ныне есть проблема по установлению квоты в отношении количества студентов к одному преподавателю. В нашей Академии она составляет 3,5, а предлагается довести эту цифру до 5. Это значит, что будут ликвидированы индивидуальные формы обучения, творческие школы и то, чем славятся наши художественные высшие учебные заведения. Государство почти 100 лет поддерживало такую систему, она уже апробирована, зарекомендовала себя и признана в мире.
Художественное учебное заведение — особая сфера образования, где профессор не может читать лекцию для трехсот студентов, как в техническом вузе. Самое большое количество студентов в группе нашего заведения — 15—20 человек. Ректора художественных заведений пытаются доказать руководству нашего государства, Министерству образования и науки нецелесообразность осуществления такого шага. Кроме разрешения текущих организационных проблем у нас происходит активный обмен преподавателями: наших профессоров приглашают в Донецкую, Одесскую музыкальные академии, во Львов, Харьков, что способствует повышению уровня учебного процесса.
— Каковы ваши личные планы и творческие замыслы?
— Недавно увидела свет моя монография «Музика і сучасність». Хочу издать книгу о дирижере Стефане Турчаке, которая будет называться «Сонячний маестро». Есть также замысел издать книгу о выдающихся дирижерах и украинской дирижерской симфонической школе. Но первоочередными вопросами, которые стоят у меня на повестке дня, являются наведение порядка в делопроизводстве Академии, выстраивание штатного расписания, налаживание нормальных условий для работы профессорско-преподавательского состава, осуществление первоочередных ремонтных работ, т.е. организационно-административные вопросы. Люди в последние годы отчаялись, и нужно вселить в них надежду. У меня уже состоялись встречи с членами кафедр. Хочу, чтобы наша Академия стала хорошим творческим и научным центром, который бы отвечал уровню национального вуза.
Выпуск газеты №:
№155, (2004)Section
Культура