Перейти к основному содержанию

Почувствовать себя полезным

Умственно отсталых адаптируют в социум
01 сентября, 19:22

На днях Кабинет Министров утвердил Концепцию социальной адаптации лиц с умственной отсталостью. Как сообщают podrobnosti.com, целью Концепции является определение направлений обеспечения государственной социальной защиты лиц с умственной отсталостью и дальнейшего усовершенствования системы их социальной адаптации. Концепция направлена на внедрение современных подходов к решению проблем социальной защиты умственно отсталых, предоставление государственной помощи с учетом особенностей их состояния и потребностей.

Процесс адаптации подразумевает, что человек должен как можно быстрее выйти из категории людей, которые не могут выживать сами. Вот только как такой процесс может проходить у умственно отсталых людей? Выживать самостоятельно их не научишь, ведь уровень интеллекта у них существенно снижен, кроме того, они быстро забывают уже усвоенные знания и легко теряют приобретенные навыки. Усугубляет положение низкий уровень толерантности в нашем обществе. Если на людей с физическими недостатками, как утверждают эксперты, украинец уже почти отучился показывать пальцем, то к признанию интеллектуально недостаточных людей полноправными членами общества он еще не готов.

Кроме того, в адаптации нуждается не только сам интеллектуально недостаточный человек, но и его родные. Как рассказывает исполнительный директор всеукраинской общественной организации Коалиция защиты прав инвалидов и лиц с интеллектуальной недостаточностью Раиса Кравченко, разводы в семьях с интеллектуально недостаточными детьми случаются намного чаще, чем в обыкновенных. В Британии, например, подсчитали, что браки, омраченные умственно отсталыми детьми, распадаются вдвое чаще, чем союзы людей со здоровыми детьми. «Мы провели небольшой опрос, охвативший 64 семьи с интеллектуально недостаточными детьми, и обнаружили, что наиболее животрепещущей проблемой для них является психологическая», — рассказывает Раиса Кравченко. Дело не только в напряженности отношений между самими родителями, но и в их страхе за будущее своего чада. Работать женщина, отважившаяся воспитывать ребенка с интеллектуальной недостаточностью, не может, поскольку ей нужно постоянно находиться возле него. Этот факт порождает материальные трудности в семье, не говоря уже о нереализованном творческом и профессиональном потенциале. Государство выделяет на интеллектуально недостаточного ребенка 68 гривен в месяц, если семья бедная — 200 гривен на ребенка и кормильца вместе. В то же время, по подсчетам специалистов, на умственно отсталого ребенка требуется на 250 гривен больше, чем на обыкновенного.

По словам Р. Кравченко, существует целая наука поддержки семей с интеллектуально недостаточными детьми. Мать с ребенком должны получать профессиональную помощь уже с того момента, как врачи сообщают диагноз. Первый вид такой помощи — консультирование-информирование. То есть мама должна быть максимально информирована про особенности диагноза, про течение болезни, про перспективы своего ребенка. Второй вид помощи, который практикуется за рубежом, но не практикуется в Украине — временный отдых. Мать может оставить своего интеллектуально недостаточного ребенка в другой семье или специальном заведении на несколько дней. А в течение этого времени она может, скажем, съездить в командировку или в отпуск.

Зато в Украине существуют реабилитационные центры при социальных службах, в которые родители могут приводить своего ребенка днем. По словам начальника отдела социальной работы с детьми и молодежью с функциональными ограничениями Киевского городского центра социальных служб для молодежи Людмилы Пилявской, больше всего к ним приводят детей с интеллектуальной недостаточностью, поскольку именно им государство уделяет меньше всего внимания.

Как рассказывает Раиса Кравченко, больше всего проблем с интеллектуально недостаточными людьми возникает, когда они достигают 17 и больше лет. Бюджет не предусматривает комплексных дневных реабилитационных центров. Не существует у нас и такого вида реабилитации, как проживание с поддержкой. Такая система действует на Западе: взрослые люди с интеллектуальной недостаточностью проживают по нескольку человек в большой квартире, домике или мини-общежитии, при них есть штат социальных работников. В основе этой системы положен принцип нормализации — стиль жизни инвалида должен быть максимально близок к стилю жизни других людей.

Конечно, последнее возможно только при условии, что человек с интеллектуальной недостаточностью будет чувствовать себя полезным — то есть, если он будет работать. Люди с легкой степенью интеллектуальной недостаточности могут выполнять работу курьера, компьютерного наборщика, делать ксерокопии, готовить кофе, упаковывать продукты для супермаркета. С умеренной, глубокой и тяжелой степенью недостаточности — изготавливать сувениры, плести из лозы, лепить из глины. Однако рядом с ними в обязательном порядке должен находиться социальный работник.

Отдельная тема — интернаты. С одной стороны, оформление туда ребенка или взрослого человека часто решает финансовую проблему — на содержание ребенка в интернате отводится значительно больше, чем 68 гривен, да и мать, освободившись от обязанностей сиделки, может работать. С другой стороны, интеллектуально недостаточному ребенку, как и любому другому, хочется жить в семье, со своей мамой. «Существует два полярных мнения на этот счет, — рассказывает Людмила Пилявская, — одни требуют упразднить институциализацию, а другие уверяют, что ребенку будет хорошо именно в интернате, где для него созданы соответствующие условия. Я же считаю, что нужно смотреть по ситуации: если семья достаточно обеспеченная, то ребенку лучше жить с мамой и папой, если же нет, — то, естественно, в интернате».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать