Путь на эшафот

В день гибели великого гуманиста, польского писателя и педагога Януша Корчака, в Театре им. И. Франко состоялась премьера спектакля «Расстрелянная увертюра» по пьесе Бориса Харитонова.
Впервые на главной сцене столицы вместе с профессиональными артистами из разных театров Украины играли дети — воспитанники театральной студии из небольшого поселка Ладан Черниговской области. На премьере присутствовали Генеральный консул Республики Польша в УКраине Сильвестер Шостак, атташе по культуре Станислав Гурчинский, дипломаты из разных стран, представители Киевской еврейской общины, украинские деятели искусств и культуры.
Януш Корчак (настоящее имя Хенрик Гольдшмит) — стал не просто духовным символом двух наций — польской и еврейской, но и совестью всего человечества. Тридцать лет он проработал в созданном им в Варшаве «Доме сирот». Скромный, беззаветно преданный детям, он жил в том же доме, в комнатке под крышей. Здесь были написаны им статьи, книги о воспитании и сказки для детей, пьесы для театра (» Куда», «Сенат безумцев»). С 1940 года Корчак со своими воспитанниками оказался в Варшавском гетто. 5 августа его вместе с воспитанниками фашисты отправили в концлагерь Треблинка-2. Всех их ждала неминуемая гибель в газовой камере. Единственный, у кого была возможность спастись, был Януш Корчак. Первый раз бежать из гетто ему предложили польские подпольщики-антифашисты. Второй раз, уже перед отправкой из детского приюта в концлагерь, к Корчаку подошел немецкий офицер, который вырос на его детских книгах и сказках. Он предложил ему свободу. «А дети?» — спросил педагог. «Дети обречены», — последовал ответ. И Корчак предпочел смерть предательству.
Пьеса Бориса Харитонова посвящена этим трагическим моментам жизни Корчака и его воспитанников. Создавалась она непросто. Лет тридцать назад в Киевском театре юного зрителя шла пьеса Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Роль Министра играл в ней заслуженный артист Украины Борис Харитонов. Однажды, после спектакля, к нему в гримерную зашел пожилой человек невысокого роста. Откашлявшись, представился: «Ефим Гельтвакс, рабочий Киевского мотоциклетного завода». Похвалив спектакль, вдруг спросил: «Вы не хотите написать пьесу о Корчаке? Я мог бы многое рассказать о нем. Ведь я его ученик. Воспитывался в детском доме Корчака с шести лет. А после работал вместе с ним».
— Судьба педагога, последовавшего вслед за своими воспитанниками в газовую камеру, не могла никого оставить равнодушным, — рассказывает Борис Степанович. — Конечно же, я согласился. Мы еще не раз встречались с Гельтваксом. Я слушал его рассказы об учителе, вспоминал свое военное детство. Тема целиком захватила меня.
Первоначальное название пьесы было «Циклон В». Так назывался газ, которым умерщвляли людей в фашистских концлагерях. Под этим названием с пьесой ознакомились работники Польского консульства. По просьбе из Варшавы в Киев приехал ученый — корчаковед. Первое, что сказал он Харитонову: «Спасибо, что вы написали эту пьесу и что не сделали из Корчака коммуниста. Остались верны правде, изобразив его гуманистом». Но, видимо, по этой самой причине к пьесе отнеслись с прохладцей в Министерстве культуры Украины. Около двадцати лет пьеса пролежала в столе у автора. И только в конце 90-х Харитонов пошел с ней по театрам. И столкнулся с новой проблемой: пьесу хотели ставить, но, по замыслу автора, в ней детские роли должны играть настоящие дети, а не актеры-травести. Ни в одном театре не решились на столь сложный эксперимент. И снова помог случай...
В своем родном поселке Ладан в Прилукском районе драматург встретился с землячкой, театральным режиссером Валентиной Булатовой. У нее была яркая творческая жизнь: ставила спектакли по всей Украине, работала во МХАТе у Олега Ефремова, была режиссером и худруком киевского театра «Валентина», который специально для нее помог открыть на Подоле Иван Салий. К сожалению, театр не выдержал финансового кризиса. Булатова поездила по стране, поставив 60 спектаклей на разных профессиональных сценах Украины. Затем Валентина Николаевна вернулась в Ладан и стала заниматься с детьми во Дворце культуры Прилукского завода «Пожмашина».
— Я понял, — рассказывает Борис Харитонов,— что наконец нашел человека, который способен понять, прочувствовать и поставить мою пьесу. Тем более, что исполнители главных действующих лиц — детей — были найдены. Ведь на сцене Дворца культуры Валя поставила с ладанскими детьми пять спектаклей. Дети были подготовлены к серьезной большой работе.
С самого начала, обсуждая этот проект, Булатова и Харитонов договорились, что ставят профессиональный спектакль — с настоящими костюмами, декорациями, с хорошей музыкой. А для этого нужны средства. Начали их искать. Композитор, кстати, тоже уроженец Ладана, Николай Збарацкий, автор многих песен, в том числе известной «Козачки», которую исполняет Раиса Кириченко, предложил создать фонд Харитонова. Мол, друзей у артиста много, помогут. Теперь Борис Степанович шутит, что правая рука у него стала длиннее левой, потому что все время приходиться ходить с протянутой рукой. Помогли земляки. Завод «Пожмашина» безвозмездно предоставил репетиционную базу — сцену Дворца культуры, актеров, приехавших из Киева и Крыма, бесплатно разместил жить в своем профилактории.
По словам драматурга, его волновала проблема, где найти профессиональных актеров, которые согласятся работать практически бесплатно, в свой отпуск, уехав далеко от дома? Ведь все репетиции ведутся в Ладане. Но Валентина Николаевна не сомневалась, что в этом спектакле будут играть самые лучшие украинские актеры. И не ошиблась.
На главную роль Януша Корчака пригласили народного артиста Украины Валерия Шептекиту. Он много и плодотворно играет на сцене Молодого театра. Ему грех жаловаться на невостребованность. Но так устроен актер: помани его хорошей ролью, и даже если за спиной будет сыгран десяток других, не менее интересных, — все равно, как цыгана песня, она позовет в дорогу. В Ладане Валерий вдруг обнаружил две мистические детали: оказывается, внешне он очень похож на Корчака, а во-вторых, Корчаку, когда он совершил свой гражданский подвиг и пошел в газовую камеру вместе с детьми, было, как и сейчас актеру, 63 года...
Из Симферополя в Ладан приехала заслуженная артистка Крыма Лилия Егорочкина-Чертова. Муж у нее — летчик, часто работает за границей. Нуждающейся Лилю никак не назовешь. В Крымском украинском драматическом театре отпускной период, могла бы Лиля где-то на курорте отдыхать, а она предпочла играть в «Расстрелянной увертюре».«Лиля, скажите честно, ведь не за гонораром вы в Ладан приехали?» — спрашиваю я актрису . «О гонораре я даже и не спросила, — говорит Л. Егорочкина-Чертова.— Позвонила Валентина Николаевна, у нее я работала в одном из спектаклей, рассказала о проекте. Говорит: «Есть роль для тебя». Я и приехала.
В пьесе такой драматургический материал! Я играю соратницу Януша Корчака Стефанию Вильчинскую. Она вместе с ним и детьми пошла в газовую камеру. И перед смертью ее последние слова, обращенные к Корчаку: «Спасибо тебе, что моя жизнь прошла рядом с тобой...»
У киевского актера Андрея Колесника в спектакле роль второго плана. Почему он прибыл в Ладан? Во-первых, потому что привык с Валерием Шептекитой играть в паре в Молодом театре , а во-вторых, потому что тоже чувствует себя немного ладанцем. Его мама родом из соседнего районного городка Варва. У народного артиста Украины Александра Безсмертного свои обязательства перед Черниговщиной — он родился и вырос здесь, в Ичнянском районе. А вот балетмейстер Алла Рубина, на счету которой прекрасные постановки на лучших сценах Украины и десятки престижных театральных наград, о существовании Ладана узнала после настойчивых звонков к ней Харитонова и Булатовой. Приехала не в лучшем настроении да еще и с головной болью в придачу. Но головная боль забылась после первого знакомства с детьми. Такое желание работать, какое увидела она в детях, такую чистоту и искренность редко встретишь у профессиональных актеров. Рубина поставила для детей два танца — еврейский и индийский, они очень тонко и психологически верно вплетены в ткань спектакля.
Музыка, прекрасные декорации, костюмы, взятые из запасников домов культуры со всей Черниговской области, а кажется, что будто принесенные из той далекой военной эпохи, а еще та чистота, с которой дети играют на сцене, делает этот спектакль очень эмоциональным, пронзительно искренним. У многих зрителей после финальной сцены (Януш Корчак с маленькой, как ангел, девочкой на руках, в окружении своих воспитанников, идет на смерть и в свое бессмертие) стояли слезы на глазах.
Спектакль стал не просто культурным событием в жизни столицы, но и напоминанием нам всем об извечных и не умирающих вместе со временем понятиях чести, достоинства и высоты духа. Он стал еще одним живым памятником великому гуманисту и педагогу Янушу Корчаку.
Выпуск газеты №:
№140, (2004)Section
День Украины