Перейти к основному содержанию

Польский штиль

19 июня, 00:00

В начале 90-х годов, пока Украина еще только искала дорогу среди развалин Советского Союза, поляки сразу определились с приоритетами внешней политики. Как результат сегодня Польша — член НАТО и Европейского Союза. Вступление в Европейский Союз ассоциируется с переходом к жизни на значительно более высоком уровне, с ростом благосостояния населения. Если проще — словосочетание «Европейский Союз» идентифицируется непосредственно через слово «евроремонт», только это ремонт не отдельно взятого объекта, а целой страны, которая, очевидно, в нем нуждается. Именно поэтому около 55% украинцев по данным социологических опросов хотели бы, чтобы Украина вступила в ЕС.

Чувствует ли себя простой поляк удовлетворенным тем, что цель — вступление в ЕС — наконец достигнута? Учитывая результаты выборов в Европейский парламент в Польше, не совсем. В первую очередь, поляки отличились самой низкой явкой избирателей среди новых стран-членов (менее 20%), что весьма разочаровало европейское руководство. Казалось бы, так хотели вступить в ЕС — и так безответственно отнеслись к своему участию в формировании его законодательного органа. Во-вторых, более 30% голосов поляки отдали за заядлых «евроскептиков» — «Самооборону» Анджея Леппера, который декларирует готовность хоть сегодня начинать переговоры о выходе из ЕС, и Лигу польских семей, символ которой — орел — перед прошлогодним референдумом в рекламном ролике поедал звезды на европейском флаге. И хотя победу все-таки завоевала проевропейски настроенная «Гражданская платформа», недовольство и разочарование поляков достаточно ощутим.

На первый взгляд, в Польше ничего не изменилось. Разве что небоскребов вокруг Дворца культуры и науки в Варшаве стало больше. Этим поляки упорно настаивают на своей европейскости: если не можем разрушить «подарок Сталина» (так они называют Дворец культуры и науки из-за характерной московской архитектуры), то, по крайней мере, застроим со всех сторон откровенно европейскими зданиями так, чтобы его и видно не было. После эйфории от достигнутой цели — вступления в Евросоюз — страх, что Польша утратит свою независимость, значительно усилился. Это заметно не только по лозунгам «евроскептиков» на выборах в Европарламент («Чтобы Польша была польской даже в Европейском Союзе» — Лига польских семей), но и по последним заявлениям «евросимпатиков» о том, что одна из основных задач политиков, которые будут представлять Польшу в ЕС, — приложить максимум усилий, чтобы Евросоюз остался союзом независимых государств, а не конфедерацией.

Однако это больше беспокоит политиков, простые же поляки сегодня значительно больше озабочены повышением цен. Оно еще не так ощутимо, во всяком случае кассиры в супермаркете говорят, что цены выросли «так, немного», однако они хорошо помнят, как перед 1 мая поляки массово скупали сахар, опасаясь, что после этой даты на него не хватит никаких денег. О времени, когда Польша присоединится к зоне евро, пока что никто даже думать не хочет, заранее опасаясь резких ценовых скачков. По взятым на улицах блиц-интервью можно сделать вывод, что, собственно, только в повышении цен и видит «маленький поляк» разницу между Польшей в ЕС и Польшей до ЕС. Редко кто из собеседников мог сказать что-нибудь больше. Только одна женщина, связанная с туристическим бизнесом, отметила: «Вы знаете, ездить стало легче», — то есть уже ощутимо открытие границ.

Еще одним разочарованием для поляков стал отказ многих стран-членов Евросоюза открыть границы для иммигрантов, ведь многие надеялись, что после вступления в ЕС станет легче выехать на работу за границу. Постоянно бастуют крестьяне: им после вступления будет труднее всех, поскольку помощь Евросоюза в отрасли сельского хозяйства вряд ли будет большой. Однако что наиболее бросается в глаза — это абсолютная апатия поляков как к евровыборам, так и к политике вообще. Польские эксперты говорят, что причиной тому является усталость от политики, слишком уж пресытились ею поляки в последнее время: коррупционный «скандал Ривина», отставка правительства Лешека Миллера, вступление в ЕС, евровыборы, возможность внеочередных выборов в Сейм. Молодежи значительно приятнее пить пиво в Старом Мясте, она даже не хочет разговаривать с журналистами: «Прошу прощения, пани, ищите кого-то другого». — «Почему?» — «Просто не хочу. Не интересуюсь этим». Из десятка собеседников только один собирался идти голосовать, да и то накануне выборов еще не знал, за кого: «Не думал над этим. Да это и не имеет значения, главное, чтобы кто-то нас представлял».

Допустим, с рядовыми гражданами все понятно. Но больше всего удивляет апатия политиков. Первое, что бросилось в глаза — разительный контраст между агитацией перед референдумом о вступлении в ЕС (7 — 8 июня прошлого года) и нынешней избирательной кампанией в Европарламент. В то время, как перед референдумом поляки в буквальном смысле слова три месяца просто дышали, засыпали и просыпались с информационными роликами, рекламами, агитационными «тусовками», накануне выборов в Европарламент Варшава просто спала. Кроме незначительного количества плакатов и нескольких рекламных роликов, — никакой агитации. Это можно объяснить либо равнодушием правительства к результатам евровыборов как таковых, либо же его незаинтересованностью и нежеланием прилагать какие-либо усилия. Была цель — мы ее достигли, теперь можно почивать на лаврах.

Но на самом деле, по мнению экспертов, результаты выборов польскому правительству нужно было бы учесть, поскольку такая апатия населения является тревожным знаком. Настроения в польском обществе сейчас нелучшие, и если 8 августа таки состоятся выборы в Сейм, то победа на них партии Леппера может стать реальностью. Поможет в том и активная антилепперовская агитация перед евровыборами — единственная изюминка в избирательной кампании. По словам Бартоломея Бискупа, эксперта по избирательным технологиям Института политических наук Варшавского университета, «если поляку сказать: «Не голосуй за Леппера», он обязательно за него проголосует». К тому же, лозунги Леппера падают на благодатную почву тихого недовольства. Говорят, после тишины жди бури. В этом контексте, анализируя рекламный ролик «Самообороны» на евровыборах, Бартоломей Бискуп отметил: «Я не сторонник Леппера, но показываю вам это потому, что, возможно, вы сейчас видите будущего премьера или президента». То есть человека, который изначально был против вступления в Европейский Союз...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать