Перейти к основному содержанию

Доказательство жизнеспособности

Свободная торговля и политика безопасности — приоритеты ГУУАМ
15 мая, 00:00
За семь лет существования ГУУАМ ощутил немало проблем. Энтузиазм, с которым он был создан сначала четырьмя государствами, впоследствии начал утихать. О «смерти» постсоветского объединения пяти государств всерьез говорили как минимум дважды. Сначала, когда стало известно об отходе от участия в отдельных проектах Узбекистана, а потом, когда Россия, Украина, Беларусь и Казахстан приняли решение о создании Единого экономического пространства. Несмотря ни на что, ГУУАМ «выжил» и, судя по заявлениям украинских дипломатов, успешно функционирует. Хотя о поворотной эффективности объединения говорить действительно преждевременно. В середине июня в Грузии должен состояться саммит пяти президентов, на котором речь пойдет о дальнейшей деятельности ГУУАМ. Возможно, он и позволит сделать выводы о жизнеспособности «пятерки». О нынешнем положении дел в ГУУАМ рассказывает заместитель министра иностранных дел Украины Александр МОЦИК.

— Украина оказалась между двумя геополитическими и геоэкономическими блоками. С одной стороны — ЕС и НАТО, а с другой — ЕврАзЭС и ОДКБ. Какими вы видите перспективы и вызовы для ГУУАМ в новых реалиях?

— Бесспорно, развитие ГУУАМ в значительной степени зависит от процесса расширения ЕС и НАТО. Свидетельством интереса ЕС к ГУУАМ является то, что на последнем заседании Комитета национальных координаторов ГУУАМ, состоявшемся в марте этого года в Баку, поддержку деятельности ГУУАМ выразили послы стран Евросоюза, представители Всемирного Банка, ОБСЕ, ООН, ТРАСЕКА и другие. С другой стороны, процессы глобализации в мире наряду с расширением торгово-экономических связей определенным образом активизировали рост организованной преступности, терроризма, транспортировки наркотиков, торговли людьми, нелегальной миграции. Поэтому страны-участницы ГУУАМ активно работают как над Проектом по содействию торговли и транспортировке (ПСТТ), так и над созданием Виртуального центра по борьбе с терроризмом. Конкретными шагами Объединения в этом направлении можно назвать проведение в МИД Украины первого заседания Руководящего комитета ПСТТ, на котором, в частности, была согласована Региональная стратегия и План действий по реализации упомянутого проекта, и разработку группой экспертов стран-участниц ГУУАМ в Баку пакета документов по созданию виртуального центра.

— Многие эксперты, тем не менее, обращают внимание на неэффективность ГУУАМ. Говорят, что объединение ждет та же участь, что и другие интеграционные объединения на постсоветском пространстве — упадок. Не считали, сколько раз эксперты «хоронили» ГУУАМ?

— Могу согласиться, что рождение ГУУАМ сопровождалось критикой с разных сторон. Дескать, зачем нужно это объединение, если в регионе есть Организация Черноморского Экономического Сотрудничества, развивается ТРАСЕКА, действует ОБСЕ, пакет вопросов охватывается двухсторонними соглашениями... Со временем критики стало меньше. После подписания в 2001 году Ялтинской Хартии ГУУАМ и ряда соглашений в экономической, правовой и гуманитарной сферах был заложен фундамент для институционального становления ГУУАМ. Политический рост авторитета Объединения сопровождался предоставлением ему статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, развитием сотрудничества с ОБСЕ и Инициативой по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе. Таким образом, мы видим, что ГУУАМ — это не декларация намерений, а действенное объединение с необходимыми механизмами деятельности, наработанной нормативно-правовой базой и международным признанием. А что касается критики, то если она справедлива и направлена на улучшение нашей деятельности, мы ее только приветствуем.

— Два года назад страны ГУУАМ договорились о создании зоны свободной торговли. Пошло ли дело дальше договоренностей? Почему до сих пор Молдова не ратифицировала соответствующее соглашение?

— Насколько нам известно, Кишинев работает над этим вопросом, и мы ожидаем, что в ближайшее время Молдова сможет ратифицировать соответствующий документ. Хотел бы отметить, что главным отличием ГУУАМ является направленность именно на практический результат. На данный момент вопросы реализации соглашения о создании зоны свободной торговли находятся в компетенции Рабочей группы ГУУАМ по экономике и торговле. В этом году запланировано рассмотрение вопросов взаимной либерализации торговых режимов и снятия барьеров для свободного перемещения товаров и услуг. После этого должен произойти переход ко второму этапу работы — этапу практической реализации. В этой связи следует отметить, что в течение последних лет мы наблюдаем рост товарооборота между странами-участницами ГУУАМ. В частности, такой рост в торговле с Грузией в 2003 году по сравнению с 2002 составил 195%, с Азербайджаном — 137%, Молдовой — 163%. Я думаю, что в этом контексте мы сможем в ближайшее время говорить о дальнейшем росте товарооборота за счет функционирования зоны свободной торговли ГУУАМ.

— В последнее время задают много вопросов о сосуществовании таких механизмов экономического сотрудничества, как ЕЭП и ГУУАМ. Украина убеждена, что ЕЭП и ГУУАМ не противоречат друг другу. Разделяют ли такую позицию наши партнеры по ГУУАМ?

— По нашему мнению, ГУУАМ должен органично дополнять механизмы сотрудничества в регионе. Целью создания объединения был и остается поиск новых схем взаимовыгодного сотрудничества для осуществления масштабных проектов. Кроме того, участие государств в ГУУАМ осуществляется в соответствии с их национальными приоритетами. Такой подход позволяет наряду с формированием общей позиции каждой из стран ГУУАМ выбирать сферу и степень своего участия в конкретных мероприятиях.

Лично мне негативных оценок участия Украины в ЕЭП от наших партнеров слышать не приходилось. ГУУАМ — это один из механизмов сотрудничества на региональном уровне. Как известно, в ГУУАМ занимаются не только экономическими вопросами, но и борьбой с такими явлениями, как международный терроризм, организованная преступность, торговля людьми. Если мы договорились о чем-то в рамках ГУУАМ и берем на себя обязательства, то будем их выполнять. Мы будем работать, чтобы использовать все возможности и потенциал стран для общего блага. Нам не нужно смотреть на кого-то — нужно просто работать.

— Президент Грузии во время своего пребывания в Киеве отметил, что Россия начала «более конструктивно и спокойно» относиться к ГУУАМ. С чем это связано? Возможно, в Москве считают, что «миссия выполнена», Украина — в ЕЭП, а потому нет оснований для особых волнений...

— Не могу сказать, что есть определенная негативная позиция со стороны России. Во всяком случае на официальном уровне таких заявлений нет. Сотрудничество в рамках ГУУАМ не направлено против какой-либо другой страны. Мы, наоборот, призываем другие государства к сотрудничеству с Объединением. Особенно это касается соседних стран. Кроме того, в ГУУАМ существует институт наблюдателя.

— А было ли пожелание у кого-то из партнеров по ГУУАМ присоединиться к ЕЭП?

— В соглашении о формировании ЕЭП, которое, как известно, Украина подписала с оговорками, содержится положение о том, что к Единому экономическому пространству могут присоединяться и другие страны. Здесь, кстати, речь не идет только о постсоветских странах. Пока что ЕЭП находится на стадии становления. Впереди работа по разработке большого количества документов, которые будут регулировать сотрудничество в конкретных областях и по конкретным вопросам. На этом этапе, насколько мне известно, обращений от других государств о присоединении к ЕЭП не поступало.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать