Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новые украинцы

29 апреля, 00:00

Так называется новый цикл программ на СТБ. Судя по анонсу производителей телепродукта, речь в нем пойдет не о пресыщенных материальными благами согражданах, а о наших современниках, ставших гордостью нации, ее эмиссарами в мире, благодаря которым «лицо» Украины выглядит благороднее, умнее и душевнее, а страна в целом — не такой уж потерянной и алогичной. Первая программа нового цикла вышла в субботу и рассказала зрителям об украинском хирурге-подвижнике Борисе Тодурове. Он первым осуществил пересадку сердца на родине, он поехал в Ирак, чтобы лечить маленьких иракцев от врожденных пороков сердца, и оказался первым гражданским врачом в охваченной конфликтом стране. К украинскому хирургу шли тысячи иракцев с детьми на руках — детей с врожденными пороками сердца там вообще никто не оперировал. А он приехал без всяких условий и привез команду коллег-профессионалов. За ними долго наблюдали — сначала не без подозрительности, потом пригласили приехать еще. И это миссионерство и негромкое миротворчество наших хирургов — лучшая украинская визитка в горячей иракской точке. Авторы программы не ограничились профессиональным жизнеописанием Тодурова и его выдающимися хирургическими талантами. И оказалось, что наш героический кардиолог — еще и истовый любитель джаза, и признанный лидер в свой среде — лидер без нажима и без напора, а вследствие личностной силы и удивительно притягательной энергетики. На жизнь и судьбу не жалуется, даже наоборот, но мечтает о том, чтобы умение и мастерство украинских кардиохирургов благодаря организационным подвижкам было бы более результативным.

А в воскресенье ранним утром страна с тревогой и надеждой прикипела к телеэкранам, чтобы не пропустить судьбоносный бой Виталия Кличко с южноафриканцем. Накануне «1+1» напомнил телезрителям предысторию ожидаемого боя, с хронологией самых ярких событий в мире бокса за последние несколько лет и участия в них украинских братьев «до крови». Да и другие каналы в последнюю предбоевую неделю серией блиц-интервью на улицах поучаствовали в создании атмосферы напряженного ожидания и придания особой значимости этому поединку — за Виталия Кличко обещали «держать кулачки» девушки и старушки, а женщины среднего возраста просили Виталия «поквитаться за брата, за нас, за Украину». Кто бы мог подумать лет 10 назад, что бокс для нашей страны станет особым видом спорта, а два брата благодаря своей воле к победе станут для украинцев символом того, что «и мы не хуже многих». Как ни странно, но на каком-то этапе бокс, несмотря на все своеобразие этого вида спорта, стал в Украине фактором объединяющим. Жители разных регионов, верующие разных конфессий, женщины и мужчины, старики и дети одинаково хотели победы для наших парней, чувствуя в этот момент отчасти и себя победителями. За эти дефицитные ощущения братьев окружили вниманием и обожанием, а их болезни роста переживаются миллионами наших сограждан почти как собственные. В общем, воскресным утром «1+1» смотрели даже те, кто к спорту безразличен в принципе. И Виталий Кличко не обманул их надежд. Он победил чисто и достойно, вызвав рев восхищенных трибун и слезы умиления у соотечественников.

Совсем об иных драматических событиях — о том, что случилось в Мукачево, пытались откровенно и подробно поговорить в воскресенье Дмитрий Киселев (ICTV) и председатель парламентской комиссии, разбиравшейся с обстоятельствами прогремевших на всю страну выборов городского головы этого уютного Закарпатского города, Александр Зинченко. Это была замечательная беседа, полностью подтверждающая слова А. Зинченко о том, что украинский потребитель информации за последние годы снова научился читать между строк и понимать недосказанное. Учитывая, что из новостийных программ телезрители понять толком вообще ничего не могли, беседа в «Подробно с Дмитрием Киселевым» ситуацию несколько прояснила. И не только по Мукачево.

А в начале текущей недели телеэкран напомнил нам о Чернобыле. Дети, рожденные в тот страшный год, стали уже совершеннолетними, а «травмированная» атомная станция до сих пор является причиной нашего беспокойства. В понедельник в рамках «Документа» нам показали, как все начиналось, — как выбирали площадку под строительство станции (АЭС могла быть построена и на месте нынешней Троещины, а могла — в Винницкой или Житомирской областях), вспомнили, что местные старожилы подходили к строителям и говорили «не стройте здесь ничего — место плохое». Но разве могло это стариковское брюзжание помешать планам партии? Стройка была всесоюзной и «советской» в худшем смысле этого определения — сроки затягивались, чертежи переделывались, оборудование монтировалось в захламленных и полузатопленных помещениях. А рядом со станцией параллельно строился «город солнца», современный «атомоград», названный затем Припятью. Это был удивительный город — с молодыми высокообразованными жителями, многонациональный, уютный, очень удобный. Он был воплощением мечты о нормальной, в плане устроенного быта, жизни, с реальными перспективами дальнейшего развития. Для многих его жителей годы, прожитые в нем до катастрофы, навсегда останутся лучшими в жизни. Поэтому во время обсуждения показанного Юрий Макаров предложил экспертам говорить не о самой аварии и последствиях ее ликвидации, а о погибшей вместе с оставленным городом мечтe об определенной модели жизни, о ностальгии по «уверенности в завтрашнем дне», которая на самом деле была «уверенностью по незнанию». Именитые гости Макарова — Виталий Коротич, Игорь Померанцев и Юрий Черниченко — говорили больше о том, как та система влияла на личность, как она одних закаляла, других разрушала, а третьих лишала воли, потому что все решалось и определялось не то чтобы само по себе, но и без особого личностного выбора. Удивительно ли, что нам сейчас так трудно — и животные, выросшие в зоопарке, на воле «неконкурентоспособны». Хотя, конечно, все относительно. Но советская идеология постоянно продуцировала объединяющие идеи для «новой общности людей — советского народа», будь то «покорение космоса», целина, БАМ, многочисленные всесоюзные стройки или победа социализма во всем мире. И неизжитая ностальгия по тем временам — не столько тоска по гарантированному куску хлеба, сколько по потерянной общности, единству целей и задач и, пусть мнимой, причастности к великим свершениям, как бы печально подчас они не заканчивались.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать