Перейти к основному содержанию

Украина — не Швейцария, а жаль...

29 апреля, 00:00

Хочу поддержать молодого читателя А. Петренко («День» от 14.04.2004) в споре о национальной идее (хоть мы с ним и представители разных поколений). На мой взгляд, он абсолютно прав! Ну давайте спросим какого-нибудь швейцарца: «А ну-ка скажи, в чем твоя национальная идея?!» Уверен — он испуганно выпучит глаза и пробормочет что-то вроде: «Вон, видите, мой замечательный двухэтажный домик, а рядом мой зелененький дворик, а это наш ухоженный городок, а там дальше мой магазинчик (ферма, часовая мастерская и т.д.), который кормил моих деда и отца, кормит меня и, уверен, будет кормить моих детей и внуков... Вот пачка моих страховых полисов на все случаи жизни — болезни, автокатастрофы, пожара и даже ограбления (чего, впрочем, в нашей Швейцарии, слава Богу, не случалось уже лет сто). Вот это и есть моя национальная идея. Так же думают и мои дети: сын, который учится в Германии, и дочь, которая сейчас отдыхает в Кении. Извините, но если вы не понимаете по-французски, я вам повторю этот же текст по- немецки, по-итальянски или по-английски, я свободно говорю на четырех языках».

Отличие от Украины здесь в том, что так может сказать КАЖДЫЙ швейцарец, а не только 250 — 300 народных депутатов да пара сотен олигархов, не попавших в парламент. При этом большинство наших могут это произнести лишь на некачественном русско-украинском суржике.

Нужно ли нам знать украинский язык и украинскую культуру? Безусловно. Но! Вместе с украинским с первого года уже яслей, а тем более школы и вуза нужно учить (ежедневно, чтобы свободно говорить на нем) второй равноценный язык — английский, язык международного общения. Со школы нужно изучать и мировое не только культурное, но и технологическое наследие. Вместо этого мы отдали школу на откуп «тычинкам с пестиками»... Что, это очень нужно девятикласснику, это нужнее английского или компьютера? А по истории (и отчасти географии) важно изучить, как и чем сегодня живет та или иная страна, какие богатства природы ей принадлежат, какой там технологический, культурный и жизненный уровень, как живут, работают, отдыхают их граждане, а не месяцами изучать всякие «р-революционно-освободительные движения». И тогда каждый молодой гражданин Украины увидит и почувствует мир во всем его восхитительном разнообразии, сам сможет понять и оценить, кто есть кто в мировой науке, «сумме технологий», искусстве, в качестве жизни, наконец, и какая национальная идея движет гражданами той или иной страны. Тогда, возможно, он попытается сформулировать для себя и свою национальную (или уже интернациональную?) идею...

А вот, например, рекомендуемый ответ (серия «Экзамен без проблем-2004») на вопрос экзаменационного билета по географии (9-й класс): «Охарактеризуйте внешние экономические связи Украины?» — «В целом наиболее приоритетными для Украины являются связи с Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном...» Вот как раз Россия очень громко декларирует свою национальную идею. И все бы хорошо, только ВНП России, при ее гигантских объемах экспорта нефти и газа (и оружия!), меньше ВНП той самой маленькой «безыдейной» Швейцарии! Круг замкнулся...

Украинская национальная идея должна быть прежде всего направлена на достижение КАЖДЫМ из наших граждан высокого жизненного (материального, социального, гражданского, духовного) уровня, на вхождение Украины в орбиту мировой цивилизации (не только в смысле культуры и гражданского общества, но и в технологическом), а не призывать нас в очередной раз умереть «в борьбе за это» .

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать