Форпост национальных интересов
Ректор НГУ об украинском образовании, интеллекте студентов и утечки умов
В свою очередь редакция газеты «День» обратилась с предложением рассказать о своем вузе к ректору Национального горного университета, академику НАН Украины и лауреату Государственной премии в области науки и техники Геннадию ПИВНЯКУ.
— Геннадий Григорьевич, Горный университет, который вы возглавляете, имеет богатую историю и давние традиции. Какими вы видите тенденции развития вашего вуза сегодня?
— Прежде всего, следует отметить, что создание Екатеринославского высшего горного училища в 1899 году было непосредственно связано с историей развития нашего края и процессом индустриализации юга Украины. Как известно, этому способствовало открытие железной руды в Кривом Роге и каменного угля в Донбассе, а также строительство по инициативе предпринимателя Александра Поля железной дороги и моста через Днепр, которые соединили два региона. Уже в конце XIX века юг Украины давал 50% выплавки чугуна, добычи железной руды и угля всей Российской империи. Быстро увеличивалось количество горных предприятий, а соответственно этому росла потребность в квалифицированных кадрах. Высшее горное училище открыли по ходатайству местных властей и общественности, а поскольку Екатеринослав, нынешний Днепропетровск, был центром огромной губернии, охватывающей нынешнюю Днепропетровскую, Запорожскую, Донецкую и Луганскую области, то наш вуз стал настоящим форпостом высшего образования для целого края. При этом значительную роль сыграл Санкт- Петербургский горный институт, откуда приехали многие специалисты и ученые, заложившие традиции, которые передаются из поколения в поколение. Интересен тот факт, что в те годы вуз закладывался как многопрофильное высшее учебное заведение. Кроме горного дела здесь развивались химия, медицина, металлургия, машиностроение, электротехника и даже кибернетика, значение которой оценили много позже. Впоследствии, уже на базе Днепропетровского горного института, сформировались целые научные школы и направления. Имена основателей — Л.В. Писаржевского, М. М. Протодьяконова, Я.И. Динника, А.М. Терпигорева и других корифеев отечественной науки широко известны. По ходу замечу, что горный инженер того времени был не только знающим специалистом, но и высокообразованной личностью. Неслучайно именно преподователями-горняками было создано Екатеринославское научное общество, которое имело большое культурно-просветительское значение. Благодаря нашим профессорам в 1902 году был открыт Екатеринославский краеведческий (ныне Днепропетровский исторический) музей, в основу которого легла коллекция Александра Поля. Они же пригласили на должность директора музея известного украинского историка Д, Яворницкого. Более того, с горным училищем связано возникновение и деятельность местного отделения общества «Просвіта», которое в начале XX века сыграло большую роль в возрождении украинской культуры в нашем крае.
Разумеется, наш вуз всегда и прежде всего был кузницей горных кадров. Как бы там ни было, но человечество и сегодня почти все добывает из недр земли: металлы, топливо и многое другое. В Украине много полезных ископаемых, а потому горняки-специалисты всегда будут востребованы. Даже в нынешние непростые времена вступительный конкурс в нашем университете — более шести человек на одно место. Конечно, украинская экономика сегодня находится в стадии перемен, рынок ставит горнорудные, угольные предприятия в жесткие условия конкуренции. Добыча полезных ископаемых — не просто производственный процесс. Она требует экономического анализа, привлечения инвестиций, прогнозирования экологических последствий. В то же время в горное дело, как и в другие отрасли, постепенно внедряются наукоемкие технологии, информационные системы, современное оборудование. Все это не может не отражаться на системе подготовки квалифицированных кадров — появляются новые специальности, изменяется сама система образования. В своем вузе мы продолжаем утверждать концепцию технического университета, готовящего самый широкий спектр специалистов, а имеющийся научный и кадровый потенциал позволил ему одним из первых получить статус национального. Эти новации не случайны — они отражают процессы, происходящие в нашем обществе, экономике, а следовательно и в вузовской системе. В нынешних условиях наша задача — правильно определять направления развития экономики и готовить студентов по перспективным специальностям.
— Каким потенциалом сегодня располагает Национальный горный университет?
— Всего в университете обучается более 12 тысяч студентов, слушателей, аспирантов и докторантов. Учебный процесс обеспечивают более 800 преподавателей, в том числе 160 докторов и 400 кандидатов наук. В составе университета 51 кафедра, девять факультетов и пять институтов. Вуз располагает мощной инфраструктурой — просторными учебными корпусами, современными учебными и научными лабораториями, компьютерной техникой, библиотекой, которая является одной из лучших в стране. Кроме того, в университете действует система довузовской и последипломной подготовки, ряд специализированных центров, обеспечивающих углубленное изучение основ предпринимательства, менеджмента, экономики, компьютерных технологий, иностранных языков. Активно работают Украино-американский, Немецкий, Польский, Британский, Испанский лингвистические центры, где преподают как отечественные, так и иностранные специалисты. Знание языков позволяет нашим студентам и аспирантам слушать лекции преподавателей ведущих образовательных учреждений Европы и Америки, которых мы приглашаем в Национальный горный университет, а также быстро адаптироваться во время стажировок в университетских центрах Польши, ФРГ, США и Великобритании. При этом мы стараемся не просто обучить иностранному языку, но и даем основательные знания о культуре и истории данной страны, что совершенно необходимо интеллигентному человеку. Вообще в НГУ уделяется большое внимание гуманитарной составляющей высшего образования. Мы не только расширили список специальностей за счет подготовки экономистов, правоведов или лингвистов-переводчиков, но и создали в составе университета Институт гуманитарных проблем.
— Насколько оправданным было создание такого института в стенах технического вуза?
— Прежде всего, это соответствует традициям нашего университета. Я уже говорил, что буквально с момента его создания студентов готовили как технических специалистов и одновременно как настоящих интеллигентов, которые интересовались литературой, искусством, историей своей страны. Эти люди, являясь элитой общества, закладывали не только основы национальной экономики, но и национальной культуры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы стремимся возродить такие традиции.
Институт гуманитарных проблем был создан при поддержке Президента НАН Украины Б. Е. Патона и академика П. Т. Тронько. Его работой руководит профессор В. Пушкин, который одновременно возглавляет в НГУ кафедру истории и политической теории. Деятельность Института гуманитарных проблем в основном направлена на возрождение национальной культуры. На его базе ежегодно проводятся представительные международные и всеукраинские научные конференции, Шевченковские и Гончаровские чтения, в которых принимают участие преподаватели, аспиранты и студенты, в том числе и иностранцы. В прошлом году при Институте гуманитарных проблем был создан Центр культуры украинского языка имени Олеся Гончара, а в самом Горном университете учредили специальные премии для молодых преподавателей, читающих лекции на родном языке, а также для студентов и аспирантов — за лучшие работы по краеведению и истории Украины. На базе Института гуманитарных проблем ведется активная издательская деятельность — только за последние два года из печати вышли 12 книг. И среди них такие издания как «Д. Яворницкий и Екатеринославское горное училище», «Реабилитированные историей» или, например, «Афоризмы О. Гончара» с предисловием жены писателя — Валентины Даниловны. Не забываем мы и о других знаменитых земляках, чья жизнь и гражданское служение являются достойным примером для молодежи. Вообще в традицию нашего университета вошла организация встреч с деятелями культуры — писателями и поэтами, художниками и актерами, выдающимися учеными и государственными деятелями. Нередко профессора и доценты университета сами издают не только научные труды, но и поэтические сборники, пишут картины. Горный университет имеет картинную галерею, собственные кино- и литературную студии. Все это призвано оказывать положительное влияние на духовное становление будущих дипломированных специалистов. Благо, и сама система образования в Украине сохраняет гуманитарную направленность, связанную с формированием личности и всесторонней образованности.
В то же время, по моим наблюдениям (а нам часто приходится общаться с зарубежными специалистами), многие из них слабо знают историю своей страны, их не интересует ее политическое устройство. Зарубежная система образования, по мнению многих наших преподавателей и ученых, все же ограничивает возможности человека, не дает ему полностью раскрыться. Эта проблема, особенно в связи с намерением Украины присоединиться к Болонскому процессу и интегрироваться в западную систему образования, сегодня остро обсуждается в вузовских кругах.
— Означает ли это, что «их» и «наша» системы образования в чем-то «не стыкуются»?
— Дело не в этом — просто Украина должна сохранить все лучшее, что есть в традициях отечественной высшей школы. Наша вузовская система имеет свои достижения, и это убедительно демонстрируют победы украинских студентов и молодых ученых во всевозможных международных конкурсах. О высоком интеллектуальном потенциале украинских студентов и аспирантов, их широком кругозоре открыто говорят иностранные специалисты и профессора. Тем не менее, наша образовательная система не может находиться в застывшем состоянии, она должна развиваться, у нее есть свои проблемы.
Например, наши вузы дают хорошие фундаментальные знания, но (вероятно, по экономическим причинам) в них ухудшается практическая подготовка. Надо искать, как изменить законодательную базу, чтобы исправить это упущение. Развиваемая сейчас кредитно-модульная система подготовки специалистов дает ответы на многие вопросы. При этом отечественную систему образования не надо «стыковать» с западной — она развивается в прогрессивном направлении. Диктует это утверждающаяся рыночная экономика, конкуренция, смена техники и оборудования, заставляющая специалистов каждые два-три года повышать свою квалификацию. Если не желаешь отстать от других, осваивай новое и пытайся подняться еще на одну ступеньку. При этом сотрудничество с зарубежными вузами, интеграция образовательных систем лишь значительно расширит возможности специалистов наших вузов.
— Не получится ли так, что лучшие выпускники украинских вузов просто будут покидать родину в поисках лучшей доли и отечественная образовательная система станет работать на чужую экономику?
— Действительно, многие наши выпускники из числа тех, кто прошел стажировку в Германии, Великобритании или США, остаются там работать. Но бояться утечки умов не надо, ведь и у нас постепенно к лучшему меняются экономические условия. Расчеты наших ученых, например, показывают, что кризис угольной отрасли, о котором много говорят, носит преходящий характер. Дело тут, скорее, в потере управляемости отраслью и недостаточном финансировании. Поправить ситуацию способна эффективная приватизация, которая даст приток инвестиций, возможность уйти от государственных дотаций и произвести техническое перевооружение. А инвестиционная привлекательность угольной отрасли несомненна. Примеры такого рода в Украине есть, и с преуспевающих предприятий молодежь не бежит. Известно мне и другое, что многие возвращаются из- за границы на родину, если появляется перспективное дело. Скажем, наши выпускники переводились из Германии в украинские фирмы, куда инвестировался немецкий капитал. Для нас сегодня выход один — создать развитую и высокотехнологичную экономику, ведь при слабой экономике всегда будет утечка умов и кадров. Исходя из государственных интересов, было бы большой ошибкой не воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет евроинтеграция. Надо смело участвовать в этих процессах, использовать лучшее для своей экономики и особенно образовательной системы. В этом мы еще раз убедились, когда в апреле нынешнего года в Днепропетровске по инициативе Министерства образования и науки Украины проходил международный семинар, где с участием экспертов Совета Европы обсуждались проблемы качества образования в контексте Болонского процесса. Украина сегодня находится в уникальной ситуации — она переживает быстрые изменения, на которые другие страны потратили десятилетия. Для того, чтобы войти в число передовых европейских держав, у нас есть все: природные ресурсы, мощная промышленность и самое большое богатство — интеллектуальный и культурный потенциал. Этот потенциал всем нам надо беречь и развивать.
Выпуск газеты №:
№76, (2004)Section
Общество