Перейти к основному содержанию

Презумпция правоты

Производитель или продавец обязаны доказать потребителю, что их товар качественный
16 марта, 00:00
Вчера в мире отмечали День защиты прав потребителей. Именно 15 марта 43 года назад Джон Кеннеди сформулировал четыре основных права потребителя: на безопасность, на информацию, на выбор и на то, чтобы быть выслушанным. В Украине накануне потребительского торжества состоялся конкурс качества продукции под названием «100 лучших товаров». В перерыве между хвалебными одами каждому из лауреатов (финалистами конкурса стали более 300 предприятий с 422 видами продукции) «Дню» удалось задать несколько вопросов заместителю главы Госпотребстандарта Украины Анатолию ВОРОНКОВУ.

— Можем ли мы сегодня утверждать, что украинский потребитель уже научился отстаивать свои права?

— Да, люди действительно теперь более осведомлены и активны в тех вопросах, которые касаются прав потребителя. Немало и мы сделали для этого. К примеру, в прошлом году мы подписали с Министерством образования и науки документ, согласно которому в школах будет введен специальный курс «Основы потребительских знаний». Ежегодно мы устраиваем среди школьников конкурс на лучшее знание Закона «О защите прав потребителя», а в 2003-м впервые организовали еще и тематический конкурс детских рисунков. Подкованного клиента обмануть гораздо сложнее. А о том, что потребитель становится грамотным, свидетельствуют цифры. К примеру, в прошлом году в комитет поступило на 30% больше писем. В советские времена сказали бы: плохо работаете, а сегодня мы думаем, что нам просто стали больше доверять. Ведь 82% жалоб нам удалось удовлетворить в пользу потребителя.

— Это означает, что каждая пятая жалоба неоправданна. Не считаете ли вы, что «благодаря этому» производитель сталкивается с очередными препятствиями? Не выступает ли Госпотребстандарт порой в качестве элемента давления на производителя?

— В Законе заложен известный капиталистический принцип: потребитель всегда прав. Доказать, что товар качественный и что он не потерял своих свойств, обязан производитель или продавец. Сделать это нужно профессионально, то есть с привлечением экспертизы, наблюдать за которой может и потребитель. Действительно, бывает, что покупатель ломает, скажем, каблук, а потом рассказывает, мол, во всем виноват завод-изготовитель. Но это единичные случаи.

Нас часто обвиняют в том, что мы слишком много проверяем. Ничего подобного. Если в Украине ежегодно делается 40 тыс. проверок, то во Франции — 500 тысяч; если в нашей системе в регионах работает 495 человек, то у них — 4 тысячи; если в нашем комитете работают 22 человека, то во французском — все 300. Мы должны ужесточать контроль рынка. Потребитель имеет право на полную, достоверную и своевременную информацию. Если вы как производитель что-то где-то неправильно указали в сроках годности или составе продукта, — вы уже нарушитель. Кроме того, я убежден, что о качестве должны заботиться не только контролирующие органы, но и сами производители. В Венгрии, например, я задал своему коллеге вопрос: как вы боретесь с фальсификатами? И он мне ответил: а мы не боремся, для этого существуют ассоциации производителей. Ведь им же не все равно, какой продукт появится на рынке под их торговой маркой.

Не подумайте, Госпотребстандарт не разводит производителя и потребителя по разные стороны баррикады. Мы просто ищем истину, а она — в Законе.

— Как известно, сегодня на повестке дня — адаптация отечественных ГОСТов к европейским стандартам качества. Что уже сделано в этом направлении и когда можно будет увидеть реальные достижения?

— Европу не интересует, какой жирности вы пьете молоко или какой вкус у сыра, который вы производите. Их интересует безопасность. Адаптация к европейским стандартам означает применение методов исследования качества и безопасности. Например, у нас на табачные изделия существуют всего три стандарта: на сами сигареты, на табак и на бумагу. В Европе их около 40, поскольку там исследуют всевозможные примеси, а отсюда и вредность табачного дыма. Аналогичная ситуация с молочными продуктами: сейчас нам необходим метод исследования их по микробиологическим показателям. Да, по качеству сала Европа нас не догонит; возможно, не сможет она нас догнать и по качеству колбасы. Но мы должны знать, что если мы хотим успешно экспортировать в развитые страны нашу продукцию, она должна соответствовать принятым там стандартам и нормам. Сегодня для этого нужно гармонизировать около 10 тыс. стандартов, привести в соответствие с директивами ЕС Закон и наладить систему оптовой торговли. Ведь в Европе производители всегда четко знают, где продается их товар. У нас же, отдав его поставщику, производитель зачастую только догадывается, как сложилась дальнейшая судьба его продукта.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать