«Собака» на нефти
Накануне Верховная Рада рассмотрела эти законопроекты. Представляя правительственный, А.Клюев подчеркнул, что положения действующего закона о концессиях позволяют учитывать практически все особенности объектов, передающихся в концессии, в том числе и размер рентных платежей. Дискутируя с лидером «собственной» фракции Р.Богатыревой и коммунистом Ф.Буждыганом, А.Клюев отметил, что разработка специального отдельного закона для передачи в концессию нефтепровода Одесса — Броды не имеет смысла, если на законодательном уровне отсутствует принципиальная возможность сдавать соответствующие объекты в концессию. При этом вице-премьер, только что вернувшийся из Лондона, где, в частности, обсуждался в финансовых кругах и вопрос о концессии нефтепровода Одесса— Броды, подчеркнул, что в этих условиях ведение переговоров с потенциальными концессионерами будет «пустой тратой финансовых и человеческих ресурсов». «Если мы не отработаем концессиональный договор и не передадим в концессию, то у нас будет еще очень долгая перспектива, чтобы этот нефтепровод запустить», — сказал Клюев. По его словам, правительство уже наметило последующие шаги после принятия закона о передаче в концессию нефтепровода Одесса—Броды, предполагающие создание международного консорциума, в который войдут владельцы и потребители транспортируемой по территории Украины нефти. Вице-премьер также сообщил, что желание принять участие в концессионном договоре выразили азербайджанская, казахская, российская стороны, а также компания ChevronTexaco. Как сообщил Клюев, после создания международного консорциума, нефтепровод Одесса—Броды и терминал «Южный» планируется передать ему в концессию. «Это обычная, нормальная практика», — подчеркнул он, добавив, что на концессионной основе функционирует нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, а также проектирующиеся нефтепроводы через Болгарию и Румынию. «Государственные компании уже привыкли к такой практике эксплуатации нефтепроводов», — сказал вице-премьер.
На следующий день, очевидно, не без намерения усилить позиции правительства в ходе парламентского обсуждения, с важными заявлениями выступил премьер- министр Виктор Янукович. Он сообщил, что Украина и Европейский банк реконструкции и развития во время завершившегося во вторник визита украинской делегации в Лондон достигли договоренности о финансировании проекта продления нефтепровода Одесса— Броды до Плоцка. Янукович также напомнил о подготовке встречи стран и организаций, заинтересованных в развитии проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора, частью которого является Одесса—Броды — Украины, Азербайджана, Казахстана, Польши и Европейского Союза. Украина и Азербайджан, по словам премьера, уже достигли принципиальной договоренности о сотрудничестве го документа были заведомо невелики. Кроме того, только во вторник Верховная Рада не поддержала («за» было подано всего 90 голосов) законопроект, предлагающий запретить приватизацию нефтепровода Одесса—Броды. Это дало повод А.Гудыме «прогнозировать», что «Наша Украина» может, в связи с рассмотрением этого вопроса, вновь заблокировать работу парламента, «если нельзя логикой пресечь принятие законов, которые подрывают национальную безопасность Украины». Впрочем, угроза, как оказалось, была пустой. Как сказал «Дню» в четверг утром член той же фракции и тэковского комитета Юрий Оробец, большинство в его фракции решили не голосовать по концессионной проблеме. Отвечая на дополнительный вопрос, депутат уточнил, что речь идет не о голосовании «против», а о неучастии, и добавил, что трибуна при этом блокироваться не будет. Похоже, в эксплуатации нефтепровода Одесса — Броды и его продлении до Плоцка. А премьер-министр Азербайджана А. Таир-оглы Раси- заде отметил, что проект Одесса — Броды представляет большой интерес как для его государства, так и для компаний, ведущих нефтедобычу в Каспийском регионе.
Так что в среду, когда депутаты рассматривали также законопроект члена фракции «Наша Украина» Александра Гудымы, предлагающий изъять из перечня объектов, которые могут передаваться в концессию, газопроводы и линии электропередачи, шансы этодоводы Клюева частично подействовали. В пользу такой оценки говорит и состоявшийся в парламенте разговор «Дня» с народным депутатом Иваном Дияком, который вообще отрицал факт заседания тэковского комитета, поскольку он проводился в кабинете, а следовательно и под давлением, вице- премьера.
Скорее всего, «Наша Украина» практически «скисла» и уже считала вопрос практически решенным, поскольку в поддержку большинства, пусть и с какими-то оговорками, очевидно, вызванными еще недавно непримиримой к концессии позицией, выступала также и фракция Компартии, обладавшая, по мнению Дияка, «золотой акцией». Депутат показал копию законопроекта, внесенного в конце прошлого года Петром Симоненко и Станиславом Гуренко и предлагавшего ввести мораторий до 2015 года на продажу, приватизацию, корпоратизацию, сдачу в аренду, концессию и другие изменения собственности государственных сетей газо-, нефте-, и аммиакотранспорта Украины.
Позиция коммунистов в этом вопросе действительно представляется еще не до конца определившейся. Так, один из лидеров этой фракции, председатель парламентского комитета по безопасности и обороне Георгий Крючков сказал вчера «Дню»: «Надо, чтобы как можно скорее заработал нефтепровод Одесса—Броды; в любой конец, но лишь бы работал. Не знаю, как мы проголосуем сегодня, но вот это — наша позиция». Конкретики относительно позиции КПУ добавила лидер харьковских коммунистов Алла Александрова. По ее словам, фракция поддерживает поправки в закон о концессиях, касающихся перекачки нефти по нефтепроводу Одесса—Броды. Но, по словам Александровой, на утреннем заседании комитета, у депутатов появились предложения дополнить изменения положениями о том, что при ратификации будущего соглашения о концессии в нем должно быть указано, в каком направлении (аверс или реверс. — Авт. ) качать нефть. Александрова уверена, что «направление — это не норма закона, это — норма договора». Депутат уточнила, что коммунисты выступают за сдачу нефтепровода в концессию, но направление перекачки нефти, по ее мнению, должно быть указано в договоре с конкретными фирмами, подлежащем ратификации парламентом. Как бы не колебалась вместе с «линией партии» позиция части депутатов-коммунистов, можно сказать, что тут виден если не прогресс в сторону прагматизма и признания приоритетов национальных интересов страны, то небольшое движение.
Ирония в том, что этого по- прежнему нельзя сказать об уровне компетентности национал-демократов, составляющих костяк «Нашей Украины». Те, кто не понаслышке знаком с почти десятилетней историей создания нефтепровода Одесса—Броды, сегодня делают вывод, что эти люди просто не способны учиться на своих ошибках. Напомним, что вопрос о концессии нефтепровода всегда был для их лидеров (наиболее типичной фигурой тут представляется Тарас Стецькив) как красная тряпка для разъяренного быка. А тех, кто выдвинул и отстаивал эту идею, они были готовы буквально нашпиговать перьями из газетных уток. Правительство Ющенко провалило и концессию, и создание консорциума. В результате нефтепровод и по сей день без нефти, а из отрицания консорциума и концессии не родилось ничего иного, кроме едва не воплотившейся в жизнь антинациональной идеи реверса. Быть «собакой» на сене (точнее, на нефти) — это очень странное понимание патриотизма.
Выпуск газеты №:
№30, (2004)Section
Nota bene