МНЕНИЯ УКРАИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ
Евгений ГОЛОВАХА, заместитель директора Института социологии:
— В классическом понимании империи Америка, конечно же, не является таковой. Поскольку она не включает некие периферические образования силой или принудительно в состав государства. Что же касается идеологического использования этого термина, так сказать, в переносном смысле, то во многих частях мира обвинения в адрес Америки такого рода наблюдаются. Это, как правило, связано с использованием категории неоимпериализма, то есть империализма не в географическом и политическом смысле, а в экономическом и культурном. Распространено мнение, что Америка, навязывая свою экономическую модель и культуру, способствует превращению прочего мира в некий придаток центра, которым является США. Но здесь, скорее, подменяется категория глобальной стратегии влияния, которую приняли США, то есть распространения своей модели демократии на остальной мир. С моей точки зрения, такая модель более предпочтительна, чем то, что наблюдается там, где данные обвинения выдвигаются. Скажем, если США являются оппонентами диктаторских и тоталитарных режимов, то это отнюдь не значит, что Америка навязывает свое имперское влияние. Речь идет о том, что современной системе социальных отношений, идеологии толерантности, демократии и терпимости, приоритетов интересов слабых и меньшинств и т.д. более соответствует эта модель, чем та, которая представлена в странах, обвиняющих Америку в империализме.
Эти обвинения — попытка с помощью определенного рода идеологических инвектив навязать всему миру представление об Америке как государстве, находящемся на более низкой стадии развития, чем режимы, отличающиеся очень жесткой, нелиберальной и, по сути своей, антигуманной социальной организацией. Хотя нельзя считать, что Америка вообще лишена элементов навязывания своей системы ценностей во всем остальном мире. Но, в силу вышесказанного, я думаю, единственное, в чем можно было бы обвинить Америку, так это в конкретных методах реализации своей глобальной политики.
Анатолий ГУЦАЛ, первый заместитель директора Института безопасности:
— Империя в классическом понимании — это физическая власть над определенной территорией и ее населением. В такой классической постановке, конечно же, Америка не является империей мирового порядка. Я бы назвал Америку империей постмодернистского характера, которая только демонстрирует имперскую атрибутику. Американцы вполне могли бы признать себя империей, но проблема состоит в том, что очень много спекуляций вокруг этого понятия, оно уже «демонизировано». Тем не менее, характерные признаки империи присутствуют. Прежде всего, это военные компоненты. Имеются в виду военные базы как имперские форпосты, разбросанные по всему миру. Кроме того, не стоит забывать о возможности применения силы, что было продемонстрировано в Афганистане и Ираке. Второе: тотальное командование, характерное для классических империй, сменилось системой манипулирования через систему финансов, глобальную роль доллара. Четвертый элемент, характерный для империи, — это тотальное навязывание политических и идеологических предпочтений. Ко всему прочему, наблюдается явная попытка осуществления тотальной власти над подданными не через физическое насилие, а через страх перед терроризмом и возможностью применения оружия массового поражения. Совокупность перечисленных элементов и характеризует Америку как глобальную империю, которая контролирует часть территории вне своих границ.
Владимир ЛАВРИНЕНКО, директор Центра политических и информационных технологий «Демократия и развитие»:
— Империя в классическом смысле — это метрополия и колонии. Как утверждают западные интеллектуалы Майкл Хардт и Антонио Негри, это децентрализованный и детерриториализированный аппарат власти, который включает всю глобальную реальность в свои открытые и чем дальше, тем более широкие пределы. Иными словами, это форма наднациональных глобальных образований со своими лидерами. В современном мире мы можем говорить о ЕС как таком образовании. В нем есть свои лидеры, которые одновременно являются и учредителями этого содружества (Германия и Франция). Если же говорить о США, то можем уверенно сказать, что это не только континентальный, но и мировой лидер почти по всем показателям (экономическим, военным и информационным), который имеет значительное влияние на все мировые процессы. Если оценивать США с этой точки зрения и использовать терминологию, которая с легкой руки западных аналитиков была введена в сегодняшний обиход, то она является «либеральной империей». Но, все-таки, сейчас не стоит говорить о каких-то имперских образованиях, а нужно констатировать появление новых континентальных, региональных и мировых межгосударственных образований, которые в теперешнем глобальном мире развиваются и становятся субъектами мирового геополитического процесса.
Леонид КОРЕНЕВИЧ, писатель:
— На мой взгляд, США не являются империей. Имперские замашки и имперское мышление есть, но самого имперского государства нет. Американцы действительно хотят расширить свое влияние по всему миру за счет собственного политического и экономического веса. Америка не имеет своих колоний, а их военные базы — это только показательная демонстрация силы.
Между идеологией и реальностью большая разница. Если Россия — это имперская страна, которая сегодня имеет желание вернуть утраченные земли и народы под свой скипетр, то Америка только хочет, чтобы к ее мнению прислушивались в мире и берет на себя роль отца-воспитателя.
Хотя, все-таки, американцам часто удается сделать так, чтобы от них зависели, прежде всего через экономические рычаги. В могуществе доллара не может сомневаться никто. Они прекрасно понимают (горький опыт Вьетнама помог), что военная агрессия — не лучший способ осуществлять собственную политику. Им выгоднее дистанционно руководить страной, поставив там собственных проамериканских политиков, чтобы процессы происходили под их духовным влиянием. США всегда имели цель обеспечить всем необходимым собственное население за счет других развивающихся стран, их энерго- и интеллектуальных ресурсов.
Выпуск газеты №:
№17, (2004)Section
Мировые дискуссии