Перейти к основному содержанию

«Рождественские антифоны»

23 января, 00:00

В день Богоявления, в конце зимних праздников, в Киеве состоялся замечательный филармонический концерт. Присутствующие на концерте киевляне имели возможность наслаждаться фантастическим хоровым действом, исполнителями которого были пять хорошо известных в Украине и за рубежом блестящих коллективов. Это камерный хор «Киев» (дирижер — заслуженный деятель искусств Николай Гобдич), Государственная академическая мужская хоровая капелла Украины им. Ревуцкого (дирижер нар. артист Украины Богдан Анткив), «Детская опера» Подольского дома детского творчества (дирижер Наталья Нехотяева), женский хор «Павана» Института искусств НПУ им. Драгоманова (дирижер — заслуженный деятель искусств Украины Людмила Байда) и Муниципальный камерный хор «Крещатик».

Концерт был особый, потому что в стенах филармонии впервые звучало церковное, так называемое, антифонное пение — хоры, которые стояли на определенном расстоянии друг от друга, словно «перекликались» между собой, исполняя то или иное произведение. Эту форму пения (также речитатива) употребляли еще в древнегреческих трагедиях, где хор был одним из главных действующих «лиц» и часто делился на две части, которые вели «диалог» — «антифон». Епископ Амвросий Медиоланский (IV в.) ввел антифон в праздничное церковное богослужение, где его практикуют и сегодня (в храме поочередно поют два хора — один на клиросе, второй — наверху на хорах).

В зале филармонии все это имело такой вид. Певцы были не только на сцене, но стояли и на хорах (на галерке) по всему периметру зала. На счастливых зрителей (слушателей) отовсюду водопадами лились потоки гармоничных завораживающих звуков. Понятно, сколько мастерства, профессионализма и слаженности требует такая форма исполнения. И сколько драматизма и театральности прибавляется к обычному статическому пению. Тем более, что на сцене певцы исполняли маленькие пантомимы — двигались группками, как колядники на сельской улице, перекликались, несли свечи, колокольчики и тому подобное.

Невозможно не остановиться хотя бы кратко на «Детской опере» Подольского дома детского творчества. Она поражает голосами, мастерством, артистизмом юных исполнителей, а также талантом и высоким вкусом их руководителя — Натальи Нехотяевой. Все номера были такими музыкальными, веселыми, милыми и утонченными, что не верилось своим глазам и ушам.

Программа концерта включала разнообразные произведения — несравненные и бессмертные старинные колядки и щедровки, духовное пение, произведения Веделя, Турчанинова, Стеценко, Станковича, Алжнева и другие. Особое впечатление произвели «Не плач, Рахиле» (обработка Н. Колессы), «К Тебі, Господи, воззову» Веделя и Акафист («Похвальна пісня») Пресвятой Богородице. А когда в завершение все хоры вместе пели колядку «Бог Предвічний» (обработка С. Людкевича), то весь зал поднялся и слушал стоя; аплодисментам не было конца; зрители были растроганы и воодушевлены, как в храме. Одно только получилось не так, как всем очень хотелось, — мастера не спели ни одного, хотя бы короткого, программного номера на «бис».

Концерт «Рождественские антифоны» состоялся благодаря Агентству по связям с общественностью «Romyr & Associates» (Торонто, Вашингтон, Киев), которое только что отметило десятую годовщину своей деятельности в Украине. «Рождественские антифоны» — это был подарок киевлянам, почитателям хоровой музыки. Президент Агентства г-н Андрей Витер своей особой целью считает содействие развитию украинского пения и его популяризации дома и за пределами Украины; уже семь лет Агентство проводит конкретную меценатскую деятельность — это поддержка таких хоров, как «Киев» и «Боян», капеллы Ревуцкого, организация внутренних и зарубежных гастролей, записи дисков. На вопрос о его дальнейших планах Андрей Витер ответил: «Это, в частности, записи нескольких дисков, в том числе «1000 лет хоровой музыки в Украине» и поддержка талантливых хоров». Он считает, что так должен поступать каждый бизнесмен и что очень полезно было бы создать что-то вроде «клуба спонсоров» — в Украине много прекрасных хоровых коллективов». А очередной рождественский концерт в филармонии состоится 19 января 2005 года — обязательно.

Перед началом концерта у дверей филармонии стояло немало любителей музыки в надежде получить «лишний билет». Большей частью немолодые и небогато одетые люди. Было как-то стыдно проходить мимо них, держа в руках драгоценное приглашение. Подумалось: «Сколько в Киеве очень богатых людей, сколько миллионов катится по городу! А до сих пор не нашлось ни одного богатого и доброго человека, который захотел бы хотя б раз в год (на Новый год, Рождество или Пасху) устраивать в филармонии бесплатный концерт для интеллигентых киевлян преклонного возраста. Действительно хороший концерт, подобный «Рождественским антифонам». И чтобы в этот вечер вход был строго по пенсионным удостоверениям, а все другие «стреляли бы лишние билеты». Если не хватит на это денег у одного миллионера, пусть бы, пожалуйста, сбросились несколько.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать