ЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040123/410-23-1_0.jpg)
Я предрекал сближение Востока и Запада, но не думал, что оно будет происходить такими семимильными темпами. Одна моя знакомая преуспела в этом смысле больше других. Она увлекается духовной практикой Цигун до такой степени, что ей неслабо было смотаться в Шао Линь. На так называемый ритртит, то бишь непосредственное общение с Учителем.
Так вот ее увлечение всем китайским достигло той стадии, что она решила довольно оригинально отметить свой День рождения, а именно — в Чайном клубе.
До этого до меня долетали о Чайных клубах только слухи. Что это весьма дорогие заведения, что сначала они появились в Москве (один из героев последнего романа Пелевина «Числа» владелец такого). В Киеве вроде бы их всего парочка. Для элитной публики. И посещение такого рода заведений — это уже более «продвинуто» чем, к примеру, хвалиться пристрастием к японскому суши.
Клуб, куда сказала явиться именинница, находится в подвале одного из жилых домов, недалеко от центра города. Звоним в железную дверь, над которой висит обычный, не китайский фонарь. Открыла нам весьма приятная девушка (как и фонарь, вполне европейского вида). На вопрос: куда мы, собственно, ломимся — мы, проинструктированные именинницей, отвечаем: «НАС ЖДУТ». «Раз ждут — проходите», — улыбнулась девушка.
Проходим по лестнице вниз. Тут же нам предлагается снять верхнюю одежду и даже обувь. Это уже занятно. Выдали кожаные тапочки. Они добавляют уюта, но, с другой стороны, учитывая, что ты не дома, чувствуешь себя немного странно.
Что характерно, нас никто не ждал, потому как именинница имеет обыкновение опаздывать. Нам предложили подождать ее в одной из комнат.
Помещение пропитано чайными запахами. На полках немерянное количество коробочек с чаями. Стоят они нехило. Допустим, 2500 гривен за килограмм, то есть 250 гривен за 100 грамм.
На полочках и подставках находятся чайники-крошки. На ладони такой чайник смотрится словно на столе.
У гостей заинтригованный вид, поскольку никто из них в подобном клубе не был. Плетеные стулья и кресла, в углу обыкновенная новогодняя елка, а за прилавком устроилась та улыбчивая красавица, что встретила нас в дверях. Перед ней стоит разборная деревянная жар-птица. Чтобы не тратить время попусту, я выдал комплимент девице, что самым стоящим украшением этой экзотической обстановки является она. Она проговорила «спасибо» хоть и благодарным тоном, но подчеркивающим, что для нее это давно не новость.
Рядом этажерка с книгами с многообещающими названиями типа «Дао — твой путь». Коротаем время.
Иногда врываются обслуживающие граждане, мол, не пора ли? Но в силу того, что именинница по-прежнему отсутствует, мы только разводим руками.
У двоих из гостей оказалась бутылка французского вина. Алкоголь, объяснили им, проносить нельзя. Его надо оставить в гардеробе, который представляет собой глухой коридор с рядом вешалок на одной стороне и ценных изречений — на другой.
Наконец появляется именинница.
Усатый парень с бледноватым лицом, облаченный в кимоно (кимоно, условно говоря, ведь оно — японское. То есть это было неким подобием кимоно по-китайски), преложил ей выбрать чай, которым мы будем пиршествовать.
Чай он насыпает в деревянные коробочки. Занюхиваем, чтобы определить оттенки. Я пытаюсь уловить тонкости, но шибко по этой части не силен. Именинница выбирает «Снежный цветок». Этот чай растет где-то на склонах гор.
Когда с выбором определились, компании преложили перебазироваться в следующее помещение.
Оно представляет собой полутемную квадратную комнату средних размеров, на полу — плетеная циновка, по бокам — подушки с узорами в виде драконов. На стене висит многоярусная полочка, по форме напоминающая Инь и Янь. Там тоже всякие маленькие чайнички, вызывающие умиление габаритами. Вроде посуды для кукол.
Наша процедура приготовления чая называется метод Лу Юя. Это метод заваривания на открытом огне.
Выражение лица у нашего мастера отстраненно-одухотворенное. Но периодически он улыбается. До фанатизма не доходит. Зовут его Андрей. Говорит негромко, но внятно. Народ устраивается на подушках. Я сначала попробовал, как и ведущий, примоститься в позе лотоса, да правая нога сразу затекла. Рано мне еще в лотосе, надо как-то постепеннее.
Мы по чуть-чуть проникаемся таинственностью происходящего, но глядя на некоторые скептично-тоскливые физии гостей, это нелегко. Однако большинство приняли правила игры. Не последнюю роль играет солидная стоимость мероприятия. Уплачено — сиди, слушай.
Мастер рассказывает, что чайная церемония — целый ритуал. Данный метод приготовления был распространен в Китае до VIII века. А потом — провал, вплоть до современности. Хорошо, что Лу Юй потрудился записать технологию в «Канонах чая». Только по ней и восстановили процесс уже в ХХ веке.
Воду Андрей налил в прозрачный двухлитровый сосуд из термостойкого стекла. И поставил его на газовую горелку. В полутемной, освещенной свечами комнате стало отчетливо слышно гудение синего огня. Атмосфера стала еще более загадочной. Некоторых, правда, потянуло в сон.
«Сначала надо правильно приготовить кипяток, — стал просвещать нас Андрей. — Степень его готовки определяется пузырьками».
Пузырьки, исходя из размеров, делятся на три категории: рачьи глаза, крабьи и рыбьи. Рыбьи, соответственно, самые крупные. Надо строго следить за прохождением этих стадий.
Мастер предложил задавать вопросы.
Я тут же полюбопытствовал: «Интересно, что 1000 лет назад уже было термостойкое стекло? Или каким же образом определяли появление пузырьков того или иного размера?» «А вот в этом-то и была сложность приготовления этим способом, — обрадовался Андрей. — Мастера определяли фазы закипания на слух. А с появлением прозрачной термостойкой посуды, этот способ значительно упростился. И к нему поэтому вернулись только в прошлом веке».
Порцию «Снежного цветка» Андрей поместил в чашку с водой, дабы «с листиков сошла чайная пыль».
«Таким способом приготовленный чай, как правило, крепче, — объяснил он, — однако в нем меньше чувствуется особенности того или иного сорта».
Отлично, подумалось, лишь бы вставило!
«Вот уже можно отлить часть недокипяченной воды, чтобы потом омолодить ею старый кипяток», — сказал ведущий загадочную фразу и отлил из сосуда небольшое количество водички в чашку, назвав ее при этом Морем чая. Дескать, там вода сохранится и обогатится кислородом.
«Для приготовления такого чая, — продолжал он, — нужна очень чистая и живая вода. Естественно, она не должна быть дистиллированной. Попробовав множество источников в Киеве и Киевской области, мы определили, что такая вода находится только в одном роднике в Пуще-Водице. Откуда мы регулярно и берем пополнение. Качество воды — одно из определяющих конечный результат».
С тоской подумалось: какое же качество воды из крана? Я спросил местоположение родника в Пуще, хотя мне лень таскать воду даже из колонки во дворе. Впрочем, Андрей все равно не выдал тайну нахождения источника.
Пока вода грелась, усатый мастер рассказал, что кроме зеленого, существуют еще белый, красный, желтый и черный чаи. То, что у нас принято считать черным, на самом деле — красный. А вообще-то все они — зеленые, только по-разному обработаны.
Коллекционные сорта, как я понял, могут расти где-нибудь на махоньком участке. В горах, например. Или на необычной поляне. Энергетически «заряженной». То есть вот, понимаешь, прямо за дорогой — уже цена в два раза меньше, а вот эти вот — дорогущие. Поскольку их строго на одну поляну. И собирают четко в одно время — три дня на сборы. А затем опять нет эффекта. Тут мне вспомнилась «Песня о зайцах», которые ровно в полночь косили трын- траву. Наши зайцы сродни китайцам по части мистических технологий.
Тем временем пуща-водичная драгоценная вода уже стала таращиться «рыбьими глазами», а затем поток пузырей вытянулся в бусы. Сначала мастер вылил обратно «молодую» воду, и жидкость несколько подуспокоилась, а когда пузыри забурлили вновь, Андрей деревянной лопаткой закрутил «бусы» и в этот водоророт опрокинул размокший чай.
Мы стали наблюдать, как раскрываются маленькие, свернутые в трубочки зеленые листики и заполняют собой верхнее пространство сосуда. Через некоторое время они стали падать вниз. Сначала по чуть- чуть, потом процесс стал лавинообразным.
«Не правда ли красивое зрелище?» — сказал Андрей. Народ подтвердил.
Когда зелень ушла на дно, чай оказался готов. Но и здесь все было не так просто. После того, как ведущий разливал чай в чашечки размером с крупный наперсток и по очереди каждому подавал — свою порцию нельзя было сразу хлобыстнуть. Надо было сперва сосредоточенно понюхать напиток и, насладившись его парами, запомнить это ощущение. И только потом отпивать маленькими глотками.
Народ, следуя инструкции, задумчиво поглощал. Мне сложно отчетливо обозначить этот вкус. Чай ни сладкий, ни кислый. Что-то в нем от сена. У него нет ярко выраженного вкуса. Единственное, что наверняка было — это ощущение «густоты». «Плотный» напиток.
Я говорю: «И много надо его выпить, чтобы впасть в эйфорию?».
Кто-то из наших отозвался, что это же не наркотики. Но мастер согласившись, что это не наркотики, тем не менее, заметил, что чай обладает способностью изменять сознание...И тут же добавил, что это как раз тот способ, когда люди могут достигать высокого уровня сознания. То бишь, обостряются чувства, ощущаешь все, что происходит внутри себя и снаружи. Но для этого требуется определенная культура потребления. Как у китайцев.
«Если взять тот же алкоголь, — продолжил ведущий, — то это тоже, безусловно, изменение сознания. Известно, что дикари гибли целыми племенами от «огненной воды», которую привозили моряки. У первобытных племен не было именно той самой культуры потребления водки».
Ну, у нас с этим — все в порядке!
Мы, развивая «чайную культуру», пошли по второму и третьему чашечному кругу. И между делом, публика поинтересовалась, являются ли подобные церемонии прерогативой народа или все-таки это искусство избранных?
Мастер ответил, что, конечно, подобные церемонии — прерогатива элиты. Те же алкогольные напитки и простые сорта чая употребляются в Китае в обычных заведениях, (что-то вроде наших столовых). А чайные церемонии проводят только среди избранных. Надо ли говорить что спины у нас распрямились и во взглядах обнаружилось нечто властное?
Я спросил, можно ли воздействовать, например, какими-то специальными смесями чая на партнеров во время деловых переговоров. Ведь на Западе Чайные клубы стали популярными в среде бизнесменов.
«Это сказать сложно, но, безусловно, чай приводит в благоприятное расположение духа, способствующее делу», — обтекаемо ответил ведущий.
А тем временем, действительно, появилось возбуждение. Не сексуального, а скорее духовного характера. До эйфории, понятно, далеко, но установилась прозрачность. Мысли стали более ясными.
Могу показаться кощунственным, но это действие сродни ощущений от дорогого коньяка. Как раз для меня не важен вкус подобных алкогольных напитков, я равнодушен к «разжевыванию дубильных веществ», но само действие их таково, что приводит больше не к опьянению, а — к ясности...
«И что, там даже не было никаких пирожных или печенья?» — удивлялись знакомые на следующий день.
«Темнота, — говорю, — закусывали мы заваркой». — «Как это?» — «Да вот так. «Глушанули» чашек семь-восемь. А когда чай закончился, мастер говорит: «Можно попробовать заварку». Ну, мы задумчиво пожевали ее. Внешне эта масса напоминала морскую капусту. Есть можно. Недолго».
И впрямь, опосля чаепития есть не хотелось. Нас пригласили в другое помещение — «для умной беседы». Это был зал, разделенный ширмами. Внутри каждого отделения несколько подушек и деревянный маленький столик. На стенах картины абстрактно-космического содержания. С удивлением на одной их них я обнаружил название «Воспоминание о Крыме». Немногое запомнилось автору, в другой раз на память ему лучше не полагаться. Где-то тихонько играла китайская, умиротворенно позвякивающая музыка.
Как-то так вышло, что бутылка вина знакомых шлепнулась вместе с кульком на пол. По Чайному клубу распространился кислый винный запах, проклинаемый китайцами.
«Я же говорила, — весело сказала именинница, — что это заведение не терпит алкоголя». Владельцы бутылки тем не менее потребовали компенсацию у хозяев за «нетерпимость». Кто точно ее грохнул, было неясно…
Дома я никак не мог втолковать родным, что в Чайных клубах не едят. «Но на Днях рождениях едят?» — допытывали меня. — «На Днях рождениях едят, но на тех из них, которые проходят в Чайных клубах, только пьют». — «Значит, есть не будешь?»— «Не буду!» — «Смотри. Мне все равно».
Короче, несмотря на то, что кушать не хотелось, где-то в полночь я таки проглотил тарелку вермишели с соевым мясом. В память о чайной церемонии!
Выпуск газеты №:
№10, (2004)Section
Общество