Перейти к основному содержанию

«Стабильность» ценой свободы

В мире Ислама — дефицит демократии
20 января, 00:00

Несмотря на обнадеживающие признаки изменений в лучшую сторону, сложно не заметить «дефицит демократии» в мире ислама, особенно в арабской его части. Лишь в каждой четвертой стране с мусульманским большинством правительство избрано демократическим путем. Но что хуже — разрыв между исламским и остальным миром углубляется.

Демократия и свобода распространились за последние десять лет в страны Латинской Америки, Африки, Европы и Азии, но мусульманский мир продолжает сопротивляться их приходу. Согласно данным организации Freedom House (исследовательского центра, наблюдающего за развитием демократии в мире) за последние 20 лет число «свободных» стран увеличилось почти на 40. Но среди них нет ни одной страны с мусульманским большинством.

Этот феномен замечен и в мире ислама. Летом 2002 г. группа арабских ученых представила Отчет о человеческом развитии арабского населения, подготовленный в рамках Программы развития ООН и Арабского фонда экономического и социального развития. Согласно отчету, арабский мир отстает от других регионов в ключевых сферах, включающих обеспечение гражданских свобод и равноправие женщин, а также в экономическом и социальном развитии.

Внушающие опасения тенденции, такие, как резкое увеличение числа молодых людей из-за наблюдавшегося ранее «всплеска» рождаемости и сопутствующий этому высокий уровень безработицы среди молодежи (в некоторых регионах он достигает 40%), ведут к социальной напряженности. Арабский мир столкнулся с проблемами, решить которые может лишь гибкая, демократичная политическая система.

Второй Отчет о человеческом развитии арабского населения, изданный в 2003 г., отмечает тесную связь между пробелами арабского мира в образовании и проблемами демократии. Ей нужны умные граждане, способные спросить с правительства. Образованное общество важно и в получении юношами и девушками навыков работы, востребованной в современном мире открытости и конкуренции.

Увы, но вместо прогресса здесь мы видим порочный круг недостаточных возможностей получения надлежащего образования, ведущий к недостатку возможностей в экономической жизни. В таких условиях не могут появиться ни свобода, ни благосостояние.

Мусульмане не могут всецело винить США в том, что у них до сих пор отсутствует демократия. Однако Америка играет важную роль на мировой арене, а в отношениях с мусульманским миром, в частности арабским, власти США — как республиканцы, так и демократы — не придавали проблеме демократизации приоритетного значения.

В разное время США отказывались от тщательного расследования ситуации внутри дружественных стран в интересах обеспечения стабильных поставок нефти, сдерживания экспансии СССР, Ирака и Ирана, а также при рассмотрении арабо-израильского конфликта, в борьбе с коммунизмом в Восточной Азии или в целях сохранения военных баз. Не достигнув постепенной демократизации, а довольствуясь «демократическими исключениями» в некоторых странах из мира ислама, Америка упустила возможность помочь им в адаптации к стрессам, возникающим в современном мире, находящемся в процессе глобализации.

Продолжение такой политики не в интересах США. Согласно Стратегии национальной безопасности-2002 администрации Буша, поддержка США демократических начал в мире, включая мир ислама, станет более активной.

Такой тезис был выдвинут с полным осознанием несовершенства и ужасной сложности демократической формы правления. Лидеры некоторых стран ислама ставят в пример демократичным системам свои более древние порядки, с удовольствием отмечая видимую стабильность как альтернативу демократии. Но стабильность, основанная исключительно на авторитаризме, является иллюзорной и ее практически невозможно сохранять длительное время. На примере Ирана, Румынии и Либерии мы видим, что жесткие авторитарные системы не способны противостоять потрясениям, вызываемым социальными, политическими или экономическими переменами, особенно происходящими в таком темпе, который характерен для современного мира.

Всякие сомнения в большем акценте во внешней политике США на продвижении демократии развеяла речь президента Буша, с которой он выступил в конце ноября и в которой ясно дал понять — дефицит демократии в мире ислама связан не с религией, но с «просчетами в экономике и политике».

Президент Буш также отметил, что американцы извлекли уроки из прошлого. «Шестьдесят лет оправданий и примирения стран Запада с отсутствием свобод на Ближнем Востоке не сделали нас безопаснее — так как, в конце концов, стабильность нельзя купить ценой свободы. Пока Ближний Восток является местом угнетения свобод, он остается источником экспорта стагнации, ненависти и насилия».

Поэтому США активно поддерживают расширение демократии в арабском и мусульманском мире не в гуманных интересах или по теоретическим причинам, а в собственных целях. История показывает: общества, где права защищены, становятся обществами хороших граждан мира.

Но подобно клятве Гиппократа, США и другие должны взять обет не навредить при продвижении демократии. Необузданное рвение сделать мир лучше может сделать его хуже. Становлением демократии следует заниматься сдержанно, осторожно, проявляя мудрость.

Есть много моделей демократии, некоторые из них экспортировать невозможно. Кроме того, просто выборы нельзя путать с демократией. Демократию от других систем отличает, скорее, распределение власти как внутри правительства, так и внутри общества. Пока баланса нет, выборы угрожают свободе объединением всех полномочий одним человеком или органом без должной системы сдерживаний и противовесов, включая независимые СМИ. На демократию, конечно, нужно время, ресурсы и силы.

И, наконец, политическая реформа должна идти рука об руку с реформами в экономике и образовании, и они должны проводиться с учетом интересов всех граждан общества, включая те 50%, которые составляют женщины. Страна не преуспеет, если откажется от половины талантов.

Только народ и его лидеры могут построить и сохранить демократию. Иностранцы, впрочем, могут и должны помочь. Это задача правительств, международных организаций, корпораций, университетов и журналистов не только США, но и Европы, тех стран Латинской Америки, Азии и Африки, где демократия уже пустила корни. Сложно и представить себе более важную для устоявшихся демократий задачу, чем оказание помощи другим странам с тем, чтобы они могли присоединиться к их кругу.

Ричард Н. ХААСС, бывший директор отдела стратегического планирования госдепартамента, в настоящее время — президент Совета по международным отношениям (США)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать