Перейти к основному содержанию

РАДИОИНТЕРВЕНЦИЯ

26 декабря, 00:00
Недавно в российском эфире начала выходить радиопрограмма «Украинская волна». Это не продукт подпольной радиостанции, а совместный проект медиа-структуры «Национальная информационная группа» (Москва) и Объединения украинцев России. Программа будет выходить каждое воскресенье с 15-ти до 17-ти часов для Москвы и области на радиостанции «Радио 1 Центр» в диапазоне ультракоротких волн на частоте 68,3 мГц. Цель проекта — полно и объективно информировать радиослушателей о событиях в Украине, жизни украинцев Российской Федерации, пропагандировать украинскую культуру и литературу. Руководитель «Украинской волны», известный российский и украинский публицист и наш постоянный эксперт Александр РУДЕНКО-ДЕСНЯК рассказал «Дню» о «голосе Украины» в России.

— «Украинская волна» охватывает своим покрытием огромный мегаполис. С одной стороны, эта программа адресуется украинцам. Но она также рассчитана на русскоязычную аудиторию, которая слушает эту радиостанцию. Каждый выпуск нашей программы состоит из нескольких сюжетов. Определяется она как культурно-просветительская. Ведь потому, что мы выходим только раз в неделю, мы не можем систематически заниматься какими-то политическими проблемами. Во-вторых, у меня нет такого уж большого желания, сидя в Москве, комментировать политические процессы в Украине — это дело проблематичное.

— Какую тогда цель вы ставите перед собой?

— Я считаю, что современный россиянин абсолютно недостаточно знает об украинской истории и культуре. Когда люди знают о корнях соседей, то им намного легче общаться и понимать друг друга. Это касается как народов, так и государств. Потому что государство — это проекция нашей ментальности. То есть, у программы задача-максимум — познакомить россиян с украинской культурой в лучших ее образцах. Речь идет не о Верке Сердючке, а о реальной украинской культуре.

— Как это конкретно делается?

— В Москве я нахожу интересных людей. Так появился коллекционер, журналист Владимир Коваленко. Он ведет музыкальный цикл, который называется «Музыкальная археология». Владимир разыскивает старые пластинки с записями украинской музыки, реставрирует их на компьютере. На сегодняшний день он уже сделал несколько компакт-дисков этой музыки. Первый выпуск «Музыкальной археологии» был посвящен творчеству Оксаны Петрусенко. Сейчас я ожидаю следующую запись получасовой программы, посвященной Ивану Козловскому. Причем информация будет подана под необычным углом зрения. Коваленко считает, что сценическое творчество Козловского было очень сильно подвергнуто цензуре. Из его песен «изымались» упоминания о религиозной константе и тому подобное. Автор хочет рассказать, как собственно выглядели эти народные песни в исполнении Ивана Козловского до прохождения цензуры.

Кроме этого, мы начали цикл под названием «Украинская музыка ХХ века». Ведет его Всеволод Задерацкий, сын известного в Украине композитора и музыкального деятеля. Он — профессор Московской государственной музыкальной консерватории и вице-президент Союза композиторов России — один из самых квалифицированных музыковедов России. В свое время он учился у Николая Колессы и первую свою программу он посвятил дню его рождения. Всеволод Задерацкий считает украинскую музыку ХХ века абсолютным феноменом мировой музыкальной культуры. Это он хочет доказать широкой аудитории.

— То есть, программа будет аполитичной?

— Политика у нас в известной степени представлена. Известный журналист Виталий Портников еженедельно делает обзор украинской и российской прессы, связанной с украинской тематикой.

— На каком языке вы обращаетесь к слушателю?

— Программа ведется на двух языках. Это зависит от того, владеет ли мой гость украинским. Недавно, например, я готовил сюжет о презентации в России Киевской детской академии искусств. У нас в гостях был президент этой организации Михаил Чембержи. Так вот, Михаил Иванович говорил как на украинском, так и на русском языках во время интервью. По моему мнению, это абсолютно естественно — мы пытаемся всю информацию донести до всех слушателей. Хотя у нас есть и сугубо украиноязычные циклы.

— Помогают ли вам украинские коллеги?

— Мы тесно сотрудничаем с Национальной радиокомпанией Украины. Они позволяют нам пользоваться их музыкальным фондом. Это для нас — просто сокровищница.

— Будут ли в вашей программе рассматриваться вопросы наподобие влияния на украинско-российские отношения результатов выборов в России или проблемы Тузлы?

— По мере возможности. Естественно, что мы вернемся к этим темам. Потому что результаты выборов требуют осмысления. Мы следим за тем, куда теперь будет направлена российская внешняя политика в отражении этого процесса. Нужно, чтобы собралась новая Дума и продекларировала свои намерения. Я не в восторге от результатов этих выборов, но нужно проанализировать, к чему это приведет. Конечно, мы будем это обсуждать.

— В последнее время большую обеспокоенность вызывают процессы ассимиляции. Как вы к этому относитесь?

— Я отношусь к этому, как к неоспоримому факту. Я не могу сказать, что в восторге от него, но ассимиляционные процессы идут во всем мире. Когда рождается новое поколение, а потом еще новее, то оно стремится скорее интегрироваться в окружающую жизнь, чем ощущать себя эмигрантами. Поэтому у нас конечно есть потери по переписи. Но я считаю, что три миллиона людей, заявившие, что они являются украинцами, — это не так уж мало. Во-вторых, как и во время предыдущей переписи, украинцы остались третьей по численности этнической группой в России. По предыдущей переписи, например, белорусов насчитывалось больше двух миллионов. В этот раз — их 600 тысяч. То есть, это не такие простые процессы. Конечно, можно сказать, что отсутствие каких-то постоянных диаспорных институтов мешает сохранять национальную идентичность, я имею в виду систему образования и информации. Проблема здесь состоит в том, что абсолютно не понятно, сколько сейчас на самом деле украинцев находится на территории России. Возможно, люди не принимали участия в переписи, некоторые из них — просто ее избегали любой ценой. Современные российские законы, касающиеся регистрации пребывания иностранцев, находятся под постоянным огнем критики, потому что они не только не совершенны, но и мешают решать серьезные проблемы. Потому что, если я напомню вам, что Россия ежегодно теряет миллион населения, то это означает минусовую динамику. То есть, в таких условиях Россия вынуждена быть заинтересованной в том, чтобы как можно больше людей полноценно адаптировались на ее территории. Нужно принимать во внимание, что люди, приезжающие на заработки (это, как правило, очень активная часть общества), — люди, стремящиеся работать. Адаптация этой категории людей была бы на пользу Российскому государству. И я абсолютно уверен, что она внесла бы очень серьезные коррективы в результаты переписи или какого-либо учета украинцев, проживающих сейчас в Российской Федерации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать