Пещерная мастерская Творца
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031226/4236-23-1_0.jpg)
Горно-пещерная часть Крыма, в отличие от прибрежно-курортной, принимает обильное число гостей не только летом, но и зимой. Ведь температура внутри этих загадочных подземных нор неизменная — где-то +5—8° C. Хотя, говорят, есть и пещера, где вечный мороз под минус двадцать градусов.
Можно в пещерах даже Новый год встретить. Но так поступают исключительно экстравагантные типы. Я принадлежу пока к категории умеренно-экстравагантных.
ЦВЕТЫ ЗЛА
За окном автобуса раскинулась крымская степь, растекающаяся скатертью от Симферополя. Восточного типа экскурсовод Арсен сообщил, что «30 млн. лет назад эту территорию суша вырвала у воды». Все может быть, верим на слово.
150 видов растений, пастбища для овец, 100 пещер. Леднику 60 лет. Все здорово, только вот Чертова пещера шалит — народ губит почем зря. «От углекислого газа гибли животные, птицы и люди», — перечислил экскурсовод в таком порядке ее жертв.
Водятся кабаны, косули. Но в 1925 году убит последний волк! Раньше были лани, зубры. Остались одни лисицы, как самые хитрые.
У Арсена довольно своеобразная манера повествования. Сначала он сообщает что-нибудь радостное или нейтральное, а когда слушатель приходит в благостное расположение духа — тут же огорошивает его жуткими фактами. Чтоб не теряли бдительности!
Однако чем дальше, тем количество кошмаров нарастало. Кто-нибудь залезет и не вылезет, кого-то укусили и — капец. Вместо курортов раньше были невольничьи рынки, поэтому большинство обороняющихся предпочитало отчаянно сопротивляться и поливало штурмующих кипятком. Жизнь — это череда укусов, ударов и ожогов.
«Основное растение гор — бук, — сказал Арсен и замолчал. Он, видимо, прикидывал опасен бук для человека или нет. Наверное, все-таки нет, поскольку он тут же вспомнил о каком-то цветочке, который, если понюхать, — паралич дыхания. Лицо Арсена озарилось. «Но могу вас успокоить, — сбавил он обороты, — цветет он только весной, в мае».
Арсену надо писать сценарии для последователей Хичкока. Ну, вроде такого, гуляет парочка влюбенных на склоне цветущей крымской горы. Весна, май, конечно. Кавалер срывает цветочек и преподносит его любимой. Та нюхает. Ах… «Дорогая, что с тобой, — встревоженно кричит юный Ромео, обмахивает ее букетом и …валится рядом. Шекспиру такие быстрые развязки и не снились.
САБЛЕЗУБОЕОДИНОЧЕСТВО
В таком приподнятом настроении подруливаем к первой пещере с татарским названием Эмине-Баир-Хасар. Я это название никогда бы не запомнил, если бы не американский рэп-исполнитель Эминем, агрессивные песенки, которого ежедневно засоряют эфир.
После Арсеновых рассказов мы глядели на вход Эмине с опаской — не ровен час на Минотавра нарвешься. Подтверждая худшие предчувствия, первое из помещений, которое привлекает внимание туристов — склад костей доисторических животных. Особо популярны останки саблезубого тигра. Крохотная девушка из Днепропетровска в окружении двух молодцев, глядя на то, что осталось от первобытного хищника, жалостливо протянула: «Бедненький, умер. Наверное, девочки ему не хватало!» Не иначе.
Экскурсовод пригласил нас тренировать воображение на известковых образованиях. Некоторые увидели в небольшом углублении, в россыпи камешков, как «голые мужики бежали из проруби в баню». Я не жалуюсь на недостаток воображения, но чтобы в этих окатышах разглядеть такую захватывающую картину его не хватило!
Но вот ЭТО — да. Оно было похоже на гигантский моллюск, немецкую каску и разварившийся пельмень одновременно.
Сталактиты, кстати, — это сосульки, свисающие с «потолка». Сталагмиты поднимаются снизу вверх, вроде столбиков, они похожи на… Ладно, там и так многие женщины слишком загадочно улыбались, глядя на эти карстовые образования.
А вот когда сталактит встречается со сталагмитом рождается сталагнат, то бишь естественная колонна. Как раз в конце такого «колонного зала» из стены выступали соляные головы, еще недавно идеологически неприкосновенной троицы: Карла Маркса, Фридриха Энгельса и слабо выраженный, но угадываемый Ленин.
А вот что-то совсем родное, сильно напоминающее ржавые водопроводные трубы в аварийном состоянии. Но здесь подобный вид не угнетал, а вдохновлял.
Вдруг из тьмы выдвинулся орган (ударение на втором слоге). Оказалось, эта часть пещеры так и называлась — Органный зал. Я торжественно положил пальцы на «клавиатуру». «Играл» я хоть тихо, но не без вдохновения. Структура стен Эмине напоминает либо абстрактную живопись, либо отшлифованные пейзажи на полудрагоценных камнях. Только огромных размеров, такие природные панно. На их фоне очень гармонично распространялась моя, неслышимая в обычном диапазоне, музыка. Реквием по умершему от одиночества холостому саблезубому тигру.
ЗАГАДАЙ!
Мраморная оказалась недалеко от «реповой». Но у нее значительно богаче «скульптурная» часть. Меньше «настенных росписей», но полно разных фигур, внезапно выплывающих из мрака.
Перед Галереей Сказок Хозяин пещеры — гигантский сталагмит, похожий на привидение. Важный и величественный. В нем угадывается то посох, то руки, то голова. Создается впечатление, что он все время меняет очертания. Не Домовой, но Пещерный.
За ним кипарисовый сад и почти реальная Пизанская башня. Возникающие там и сям статуи, причудливые призраки, крепости, или бытовые приборы типа расчески, в своей массе и невероятном разнообразии рождали ощущение, что находишься в Божественной мастерской кузницы мира. Из однородного материала Мастер может вылепить все: от прищепки до города, от кошки до балерины. Они возникают, как из мгновенно застывающей пены.
К примеру, на довольно рельефной, лопухо-ушастой голове слона, стоящего в фас к зрителю, замерла танцовщица в пачке. Она бала похожа на куклу, поскольку от нее вверх шло, нечто вроде нити или веревки. Как заметил экскурсовод, дети эту композицию назвали «повесившейся Золушкой». Главное, это определение совпало с веселым мироощущением Арсена.
Великанский 27-метровый зал Перестройки. Открыли в 1987-м, поэтому такое полуромантическое название. Подземный удаляющийся стадион. В этом зале даже проходили концерты оперных певцов. Земфира, говорят, выступала. Акустика в самом деле очень сильная.
Возле алтаря грустно стояла несколько поникшая по сравнению с оригиналом статуя Свободы. Может, она как портрет Дориана Грея — отражает метаморфозы американского оптимизма?
Ряд живописных натюрмортов, деревенская панорама, холм с минаретом, фигура кокетливой женщины в сари, нечто напоминающее баню. Только хочется верить — в женский день, а не «с мужиками»...
Самое место попросить Бога вылепить твое желание, воплотить его. Особенно накануне Нового года. Ведь возможности мастерской Творца не ограничены. Как и человеческой фантазии. Здесь мы совпадаем.
Выпуск газеты №:
№236, (2003)Section
Общество