Лидер репрессированного народа
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031112/4204-2-5_0.jpg)
Завтра исполняется 60 лет известному лидеру крымскотатарского национального движения, одному из деятелей правозащитного движения бывшего СССР Мустафе Джемилеву. Сегодня он депутат Верховной Рады, председатель Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, председатель меджлиса крымских татар.
Мустафа Джемиль-оглы родился в Крыму в 1943 году. В мае 44-го его семья была депортирована в Узбекистан. В 1961 году Мустафа Джемилев вступил в подпольную организацию «Союз молодежи крымских татар». В 62-м году за политическую деятельность он уволен с работы, за неблагонадежность исключен с III курса Ташкентского гидроэлектрического института. Уже в то время он стал автором очерка по истории крымских татар, распространявшегося в самиздате.
В 1966 году Мустафа Джемилев был впервые арестован по обвинению в уклонении от службы в армии (1,5 года лагеря). Освободившись, он поехал в Москву как представитель народа, установил контакты с диссидентами-правозащитниками. В 69-м вошел в Инициативную группу защиты прав человека в СССР. В 1970 году вновь был арестован. В заточении Мустафа пишет и передает на свободу записки, письма, статьи по истории народа, протесты против незаконных репрессий крымских татар. В 1974 году его заключение продлили еще на год, «повесили» новый срок — «за клевету на советский строй». В знак протеста Мустафа Джемилев объявил голодовку. На суд Джемилева в Омск приезжали Андрей Сахаров и Елена Боннэр. В Украине издана книга со стенограммой омского процесса «Мустафа Джемилев против Российской Федерации». В 1979 году, спустя чуть больше года после освобождения, Мустафа Джемилев снова арестован по сфабрикованному обвинению за «нарушение административного надзора» — он был задержан в аэропорту в последний день окончания срока. В шестой раз Мустафа Джемилев был арестован в 1983 году, приговорен к трем годам магаданского лагеря и четырем годам ссылки. Во время заточения активно переписывался и поддерживал связь с Вячеславом Чорновилом.
Окончательно Мустафа Джемилев освобожден Михаилом Горбачевым по списку политических заключенных СССР. И сразу же он возобновляет общественно-политическую деятельность. В 1987 году избран в Центральную инициативную группу крымских татар. В 1991 и 1996 (повторно) был избран председателем меджлиса крымскотатарского народа. Деятельность Мустафы Джемилева отмечена многими наградами и почетными званиями, в том числе ежегодной премией имени Нансена Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в 1998 году, которую он отдал на обустройство крымских татар на родине. Накануне юбилея корреспондент «Дня» позвонил Мустафе Джемилеву и предложил ответить на несколько вопросов.
— Какова ваша оценка «тузлинской» проблемы? Что надо делать Украине в дальнейшем?
— Это была некая проба на предмет того, хватит ли у Украины политической воли противостоять попыткам агрессивных действий против ее суверенитета. Реакция нашей страны была достойная, хотя и не настолько адекватная, как того требовала обстановка. Соседу все же дали понять, что не следует этого делать. Вместе с тем опасность не миновала. Украине не следует откладывать или затягивать решение проблемы. Уже сейчас надо обратиться к странам-гарантам на предмет превентивной защиты от уже причиненного экологического ущерба и возможного нарушения территориальной целостности. Мы ведь постоянно говорили о том, что представляет собой наш сосед, а ныне Россия сама продемонстрировала свое пренебрежительное отношение к Украине…
— Как вы оцениваете нынешний этап восстановления прав крымскотатарского народа и его репатриации?
— Делается все в основном для обустройства народа на родине — выделяются средства и ресурсы. Спасибо за это. Но для восстановления политических прав народа делается очень мало. Если государство будет по-прежнему рассматривать крымских татар как одно из более ста национальных меньшинств, то проблемы решаться, конечно, не будут. Мы отличаемся от меньшинств тем, что мы не диаспора, а целостный народ, у которого другой земли, кроме Крыма, нет. Наш язык на грани исчезновения, за годы независимости Украины мы смогли с большим трудом открыть лишь 13 школ, в них учится меньше 10 процентов наших детей. Русификация и крымских татар, и Украины идет катастрофическими темпами. Если наш язык не будет одним из функционирующих, то он обречен. Для решения наших политических проблем необходимо принятие закона о политической реабилитации нашего народа. Представительство народа в органах власти Крыма в несколько раз меньше, чем его доля в составе населения. Многие законы Украины сегодня хоть и не направлены прямо на дискриминацию крымских татар, но вместе с тем они не учитывают присутствия крымских татар и необходимости решения их проблем в Украине. Взять хотя бы законы о земле. Сколько говорили, что для справедливого распределения земли надо внести дополнение, что крымские татары, возвращаясь на родину, имеют право наравне с членами КСП получить землю; ведь понятно, что вывезли нас, когда мы были членами всех существующих колхозов, но, будучи в изгнании, мы не могли состоять в КСП в Украине. Теперь в Крыму мы попадем в неравные условия, и никто этого не учитывает. В результате крымские татары имеют земли в среднем в три раза меньше, чем местное население.
Выпуск газеты №:
№204, (2003)Section
День Украины