Советы для развивающихся рынков
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031111/4203-4-3_0.jpg)
Сегодня многим странам с развивающимся рынками, начиная с Индонезии и заканчивая Мексикой, говорят, что существует определенный кодекс поведения, которому они должны следовать, если хотят преуспевать. Идея ясна: вот то, что делают сейчас индустриально развитые страны, и то, что они уже сделали. Если вы желаете присоединиться к их клубу, вы должны делать то же самое. Реформы будут болезненными, отдельные привилегированные группы будут сопротивляться, но если приложить определенную политическую волю, то вскоре можно будет пожинать плоды. Каждая страна составляет список того, что должно быть сделано, и каждое правительство должно отчитываться, что оно делает. Во всех странах одним из первых пунктов в этом списке является обеспечение сбалансированного бюджета и контроль над инфляцией, но здесь также и требование о проведении структурных реформ. В случае с Мексикой, например, структурной реформой, проведения которой требует Запад, является открытие электроэнергетической промышленности, которая, согласно конституции Мексики, управляется правительством. Поэтому аналитики — практически все до одного — хвалят Мексику за ее успехи в обеспечении сбалансированного бюджета и сдерживании инфляции, но критикуют за отсутствие успехов в реформе электроэнергетической промышленности.
Как один из тех, кто вплотную занимался разработкой экономической политики США, я всегда был поражен различием между политикой, которую Америка навязывает развивающимся странам, и той политикой, которая практикуется в самих США. И это касается не только Америки: многие другие преуспевающие развивающиеся и развитые страны проводят похожую «еретическую» политику.
К примеру, обе политические партии в США в настоящий момент признают, что страна находится в рецессии, и не только допустимо, но даже желательно в этом случае иметь дефицит бюджета. Тем не менее по всему миру развивающимся странам говорят, что их центральные банки должны концентрировать свои усилия исключительно на обеспечении стабильности цен. Американский центральный банк, Федеральное резервное управление получили мандат на обеспечение сбалансированного экономического роста, занятости и инфляции — и именно этот мандат приносит ему всенародную поддержку.
В то время как свободные рынки бранят промышленную политику, в США правительство активно поддерживает новые технологии, и оно это делает уже на протяжении очень длительного времени. Первая телеграфная линия между Балтимором и Вашингтоном была построена федеральным правительством США в 1842 году; Интернет, который так сильно меняет нынешнюю экономику, был разработан американскими военными. Большая доля нынешнего американского прогресса в технологии основана на финансируемых правительством научных исследованиях в области биотехнологий и обороны.
Аналогичным образом, в то время как многим странам предлагается приватизировать систему социального обеспечения, американская государственная система социального обеспечения является вполне эффективной (при том, что затраты на делопроизводство частично покрываются за счет страхования пенсий частными лицами), и клиенты хорошо относятся к этому. Это было одним из основных моментов, позволивших почти полностью искоренить бедность среди пожилых американцев.
И хотя система государственного социального обеспечения США в настоящий момент столкнулась с проблемой недостаточного финансирования, аналогичная ситуация наблюдается в большинстве американских частных программ пенсионного обеспечения. И государственная пенсионная система обеспечила пожилых людей своего рода защитой — как от инфляции, так и от причуд фондового рынка, а вот частный рынок пенсионных услуг этого в настоящий момент не сделал.
И еще имеется множество других аспектов экономической политики Америки, которые внесли значительный вклад в американские успехи, но о них лишь изредка упоминают при обсуждении стратегии развития. На протяжении более ста лет Америка имеет сильное антитрестовское законодательство, которое не позволяет налаживать монополии во многих сферах, как, например, нефтедобывающая промышленность. В некоторых странах с развивающимися рынками монополии в сфере телекоммуникации душат развитие Интернета и, таким образом, сдерживают экономический рост. В других монополия торговли лишает страны преимуществ, обеспечиваемых международной конкуренцией, в то время как монополия в производстве цемента значительно увеличивает стоимость строительства.
Американское правительство также сыграло важную роль в развитии финансовых рынков страны — за счет предоставления кредита напрямую или через поддерживаемые правительством предприятия, или частично обеспечивая гарантии четвертой части или даже более всех займов. Федеральная национальная ипотечная организация — созданная правительством структура, отвечающая за обеспечение ипотечных кредитов для среднего класса Америки, помогла понизить ипотечные издержки и сыграла значительную роль в том, что Америка стала одной из стран, в которой имеется самая большая доля домов, находящихся в частном владении.
Управление по делам малых предприятий предоставило капитал для оказания помощи малому бизнесу — некоторые из предприятий малого бизнеса, такие как Federal Express, разрослись до крупных предприятий, создающих тысячи рабочих мест. Сегодня студенческие ссуды, выдаваемые федеральным правительством США, являются центральным элементом, гарантирующим всем американцам доступ к образованию в объеме колледжа точно так же, как в предыдущие годы финансовая помощь американского правительства помогла принести электричество во все американские дома.
Изредка Америка позволяла себе эксперименты с идеологией свободного рынка и дерегулирования — и иногда это приводило к опасным последствиям. Проведенное президентом Рональдом Рейганом дерегулирование ссудо-сберегательных ассоциаций привело к печально известной волне банкротств банков, что стоило американским налогоплательщикам нескольких сот миллиардов долларов и внесло свой вклад в экономическую рецессию 1991 года.
Поэтому тем, кто разрабатывает экономическую политику стран с развивающимися рынками, необходимо послать сообщение другого содержания: не следует страстно стремиться к мифической экономике свободного рынка, которая на самом деле никогда не существовала. Не следует уделять много внимания восхвалениям свободному рынку со стороны отдельных заинтересованных кругов США, будь то в корпоративной или финансовой сфере. Потому что хотя они и проповедуют идеологию свободных рынков, у себя дома они полагаются на помощь американского правительства в достижении своих целей.
Вместо этого экономисты развивающихся стран должны внимательно смотреть не на то, что Америка говорит, а на то, что она делала в те годы, когда она превращалась в развитое промышленное государство, и на то, что она делает сейчас. Есть примечательное сходство между теми стратегиями и мерами, проводимыми преуспевающими странами Восточной Азии на протяжении последних двух десятилетий.
Джозеф Е. СТИГЛИЦ — профессор экономики и финансов Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года.
Выпуск газеты №:
№203, (2003)Section
Подробности