Конституционные заметки
Датское видение основного закона ЕС![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031105/4199-3-2_0.jpg)
Разработка конституционного соглашения ЕС вступила в завершающую стадию. Европа раскололась на противоположные лагери, крупные и малые страны-члены ЕС определяют свои позиции. Премьер-министр Дании Андерс Расмуссен излагает свое мнение относительно того, каким будет окончательный вариант соглашения.
Историческое решение о расширении ЕС поставило Европейский Союз перед нелегкой задачей — обеспечить успешное функционирование объединения из 25 государств. Именно это является главной целью межправительственной конференции, начавшей работу 4 октября текущего года. Правительства 15-и нынешних и 10-и будущих членов ЕС собрались, чтобы обсудить конституционное соглашение, которое должно стать основой для будущего европейского сотрудничества. Нашей целью является разработка соглашения, которое не потребовало бы внесения поправок и изменений на протяжении последующих нескольких лет. Участие Дании в этих переговорах обусловлено стремлением добиться создания сильного, демократического, открытого и прозрачного Союза.
Работа межправительственной конференции основывается на проекте соглашения, представленного Европейским Конвентом. Конвент больше года занимался созданием единого консолидированного проекта соглашения, который не вызвал бы серьезных разногласий среди участников. Выработанный Конвентом проект соглашения предлагает более простую и понятную структуру ЕС, основанную на более демократичном и прозрачном сотрудничестве между странами-членами. Более того, он подчеркивает тот факт, что страны-члены являются основными составляющими ЕС, и четко и ясно определяет компетенции Союза.
Следовательно, межправительственной конференции не следует пересматривать вопросы, по которым Конвенту удалось найти политические компромиссы. Тем не менее существует ряд вопросов, требующих доработки. Сюда относятся некоторые технические вопросы, касающиеся отдельных областей государственной политики, а также, в значительной степени, институциональные вопросы. Дания полностью поддерживает цель, поставленную Италией, председательствующей в данный момент в Европейском Союзе, завершить работу межправительственной конференции до конца текущего года. Мы согласны с президентом Италии, что переговоры должны быть сосредоточены на основных институциональных вопросах.
Приоритеты Дании выражены очень четко и определенно. Новое конституционное соглашение должно отвечать двум основным требованиям:
— уважать права и роль, а также уравновешивать интересы крупных и малых стран-членов ЕС;
— институциональная структура должна быть эффективной, демократической и прозрачной.
Межправительственной конференции предстоит решить три основных институциональных вопроса, а именно: определить организационную структуру Комиссии и Совета, а также роль будущего президента Европейского Совета. Мы должны найти решение, которое позволит полностью реализовать потенциал этих трех институтов. Дания внесла предложение о том, как усилить организационную структуру Комиссии, основанное на двух основных соображениях. С одной стороны, принцип «одна страна — один комиссар, имеющий полное право голоса» очень важен для многих стран-членов ЕС и их граждан. В то же время мы должны позаботится о том, чтобы Комиссия, насчитывающая 25 или более членов, могла эффективно функционировать.
Мы предлагаем принять идею Конвента ограничить число портфелей в Комиссии при предоставлении всем комиссарам полного права голоса. Самые крупные портфели должны быть разделены между несколькими комиссарами, один из которых должен будет координировать совместную работу. Такая модель даст возможность создать эффективную Комиссию и обеспечить ей легитимность в глазах общественности.
Усиление Комиссии должно сопровождаться усилением Совета. Это не игра с нулевым исходом. Председательство в Совете, с моей точки зрения, должно сохраниться за странами-членами ЕС. Однако потребуется усовершенствование системы ротации председательства (особенно следует обратить внимание на отсутствие последовательности и связности в нынешней системе). Я не отвергаю идею «совместного председательства», скажем, трех стран на период в один год или восемнадцать месяцев, но меня беспокоит то, что это может усложнить горизонтальную координацию и повседневное ведение дел. Следовательно, я считаю, что нам надо модернизировать существующую систему ротации председательства в Совете.
Но окажем ли мы предпочтение нынешней модели или введем новую модель совместного председательства, мы должны, прежде всего, определить роль президента Европейского Совета в координации работы самого Совета. Основной задачей председателя Европейского Совета является обеспечение согласованности работы Совета и его дееспособности в области принятия решений. Естественно, для выполнения этой задачи председателю необходимы соответствующие инструменты. В то же время мы должны избежать создания президентской системы, которая функционировала бы независимо от Совета, Комиссии и стран-членов. Однако, если не интегрировать президента Европейского Союза в существующую институциональную структуру и свести его функции до председательства на заседаниях Европейского Совета, можно упустить возможность усилить дееспособность Союза. В таких условиях существует и опасность возникновения конкуренции между структурами, что приведет к ослаблению общеевропейских институтов.
Дания поставила себе достаточно амбициозные цели на текущих институциональных переговорах. Мы стремимся усилить способность Союза решать проблемы стран- членов. Для того, чтобы достичь этой цели, мы обязаны ради самих себя создать сильную, демократическую и прозрачную основу для сотрудничества в расширенном Союзе.
Андерс РАСМУССЕН, премьер-министр Дании.
Выпуск газеты №:
№199, (2003)Section
День Планеты