Перейти к основному содержанию

Возвращение японского милитаризма?

20 августа, 00:00

Варварское поведение Японии во время Второй мировой войны и ответный ядерный удар союзников по Хиросиме и Нагасаки легли в основу идеи пацифизма, провозглашенной Соединенными Штатами и доминировавшей в мире после окончания войны. Силы самообороны Японии, сформированные в 50-х, теоретически предназначались исключительно для защиты страны от внешнего вторжения. Наступательные операции были запрещены конституцией Японии.

Однако сегодня премьер-министром Японии является Дзюнъитиро Коидзуми, в планы которого входит дать Японии возможность предпринимать упреждающие военные действия. Коидзуми пользуется поддержкой большинства в обеих палатах японского парламента и, несмотря на продолжающуюся популярность пацифизма, намеревается наделить Силы самообороны функцией «превентивной самообороны», что, несмотря на название, есть не что иное, как наступательные военные действия. Именно это предложение объединяет против него оппозиционные партии Японии.

Действительно, отправка японских миротворцев в Камбоджу под наблюдением командования сил ООН в 1992 году (первая зарубежная операция двухсотсорокатысячных Сил самообороны) вызвала большое количество споров и протестов в стране. Тогда как предоставление японских военных кораблей с целью оказания технической поддержки коалиционным силам во время последнего военного конфликта в Афганистане не представляло никакого риска, совсем иная ситуация может сложиться в случае с последним предприятием японских Сил самообороны — участием в послевоенном восстановлении Ирака.

Растущее желание Японии размять мускулы за пределами своей страны находит отражение и в самом облике японских Сил самообороны. Правительство Коидзуми планирует добавить два новых мощных военных корабля для перевозки вертолетов, которые при желании можно преобразовать в авианосцы для реактивных самолетов с вертикальным взлетом и посадкой с целью нанесения удара по вражеской территории. Более того, шеститысячное диверсионно-десантное подразделение будет сформировано не только для противостояния терроризму внутри страны, но и для комплектования воздушно-десантных сил новых вертолетных эскадрилий.

Сегодня японские спутники-шпионы тщательно наблюдают за ядерным комплексом Северной Кореи. Если появятся доказательства того, что КНДР в состоянии создать ядерное оружие, то, вполне возможно, Япония последует ее примеру и начнет создание собственного ядерного потенциала, что вызовет возмущение со стороны Южной Кореи и Китая.

Все это говорит о тектоническом сдвиге в военном мышлении Японии. Но Коидзуми следует традиции, давно укоренившейся в Японии, — задолго до нападения на военно-морскую базу США Перл- Харбор в декабре 1941 года. В следующем году исполнится сто лет с начала русско- японской войны. Чтобы понять, что происходит сегодня в Японии в военном отношении, необходимо знание истории японского государства и духа, царившего в этой стране сто лет назад.

К 1904 году Япония уже провела одностороннюю восьмимесячную кампанию против Китая. По условиям Симоносекского мирного договора 1895 года Корея получила полную независимость, в то время, как к Японии отошли острова Формоза и Пескадоры, а также стратегически важный Ляодунский полуостров в Манчжурии, чуть южнее которого был расположен Порт-Артур (Люйшунь).

Такие условия вызвали протест у России, Франции и Германии. Россия желала установить свой контроль над Порт-Артуром, и три державы оказали совместное давление на Японию с целью заставить ее выйти из Симоносекского договора. Дабы подсластить горькую пилюлю, Японии предложили 5 миллионов фунтов стерлингов. Разгневанные тем, что их заставили отступить, японцы вложили деньги в судостроительные верфи для создания современного флота.

Япония была твердо намерена установить свое господство в регионе, поскольку Корея и Манчжурия были совершенно необходимы ей для снабжения продовольствием своего более чем 46-миллионного населения, занятого в основном в обрабатывающей промышленности. Россия же имела свои планы в отношении Кореи и Манчжурии.

Японцы сначала попытались договориться с Россией и объявить Манчжурию вне сферы своих интересов в обмен на аналогичную гарантию от России в отношении Кореи. Однако российские дворяне, имеющие собственные интересы в лесной промышленности Кореи, убедили царя не идти на уступки Японии. Кроме того, короткая победоносная война могла помочь сдержать революционную волну, угрожавшую династии Романовых.

Исчерпав возможности дипломатического решения данного вопроса, японцы нанесли упреждающий удар, уничтожив российский флот в Порт-Артуре и Чемульпо (Корея). Для русских и без того сложная, с военной точки зрения, ситуация еще более осложнилась. Однако это едва отразилось на мирном соглашении, подписанном в 1905 году в Портсмуте (Нью-Гемпшир), посредником при заключении которого выступил президент США Теодор Рузвельт. Скорее наоборот, «Нью-Йорк Таймс» назвала результаты поразительными: «…страна, потерпевшая поражение во всех сражениях, потерявшая две армии, одна из которых была взята в плен, а вторая обращена в бегство, а также флот, полностью уничтоженный противником, диктует свои условия победителю».

Как и следовало ожидать, это вызвало еще большую ярость в Японии. С этого момента началось роковое соперничество между Японией и Соединенными Штатами, достигшее своей кульминации в Перл- Харборе. На японском авианосце «Акаги», возглавлявшем удар по Перл-Харбору, было водружено боевое знамя, развевавшееся над «Микаса» — флагманским судном адмирала Того — во время нападения на русский флот в Порт-Артуре.

Раньше Япония была милитаристским государством, потому что гражданские политики утратили контроль над японскими генералами, которых игнорировали их собственные полковники и майоры. Самым опасным для Японии сегодня будет продолжить стратегически нецелесообразное увеличение расходов на оборону, сохраняя при этом нынешнее отношение к вооруженным силам, как к париям и по- прежнему оставляя их без согласованного командования и поддержки со стороны правительства.

Доктрина превентивной самообороны имеет глубокие корни в Японии, и это опасная доктрина при наличии политического вакуума, который может быть заполнен милитаристами. Такой вакуум может быть создан только политическими лидерами, которым не хватает решительности разработать и провести в жизнь собственную оборонную политику. Правительство Коидзуми должно принять это к сведению.

Ричард КОННОТОН — британский полковник в отставке, автор книги «Восходящее солнце и танцующий медведь: война России с Японией».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать