Архитектура «в порядке исключения»

Если все проекты, задуманные киевскими властями, осуществятся, считает один из инициаторов акции архитектор Лариса Скорик, это приведет не только к дисгармонизации столичного пространства, но и поставит под сомнение удобство проживания в городе. Ведь нередко новострои появляются на тех площадках, которые предназначены для развития социальной инфраструктуры, и «забирают» у многих жителей придомовую территорию. Есть случаи, когда начавшееся строительство приводило к поднятию грунтовых вод с последующим затоплением подвалов близстоящих домов, нарушало нормы инсоляции (количество солнечного света, которое должны получать квартиры) или вообще ставило под сомнение сохранность старых зданий, испытывающих непомерную нагрузку при ведущемся рядом строительстве. И завалившийся недавно дом на Большой Васильковской — это, по мнению Л. Скорик, только начало: специалисты, утверждает она, подсчитали, что как минимум 57 старым домам угрожает разрушение по вышеуказанным причинам.
Как следует из Закона об архитектуре, напоминает Л. Скорик, по поводу каждого из проектов общественность следует ставить в известность. Если даже оставить без внимания тот факт, что горожане, которых так или иначе затронет новое строительство, нередко узнают о последнем «задним числом», то уж никак не поддается пониманию, почему не так давно отказались продемонстрировать документацию проекта народному депутату, который обратился с этой просьбой в Главкиевархитектуру по требованию своих избирателей.
Если говорить о конкретных фактах, то, к примеру, жители Голосеево уже не первый год интересуются, почему стало возможным строительство коттеджей в уникальном по европейским меркам месте: с вырубкой, под видом санитарной, фондовых деревьев. Кто позволил, спрашивают обитатели Печерска, пристроить новое здание к дому, который является памятником архитектуры или проводить застройку склонов вблизи Мариинского парка: с учетом хотя бы того, что памятникоохранное управление столицы и районный глава по поводу последнего в официальной форме выразили жителям свое несогласие? Территория эта, говорит член домового комитета Елена Левтерова, относится к охранной зоне первой категории, а значит, любое строительство здесь недопустимо и может осуществляться в крайнем случае с разрешения правительства: между тем, правительственный орган, на который возложена разрешительная функция, узнает о планах застройщиков…от несогласных со строительством местных жителей. Загадочно и само распоряжение киевского мера позволить строительство в охранной зоне «в порядке исключения» (?!) и проводить строительные работы… «одновременно с разработкой проектно-сметной документации». Помнится, главный архитектор города Сергей Бабушкин, комментируя реконструкцию Майдана, упоминал о том, что начинать строить и при этом параллельно проектировать будущее сооружение — якобы нормальная мировая практика. Сложно представить себе инвестора, вкладывающего средства в проект, не зная при этом точной стоимости конечного продукта, однако для столицы Украины, как свидетельствуют документы, которые находятся на руках у многих жителей, эта практика действительно стала «нормальной».
Представители Генпрокуратуры вчера пообещали киевлянам разобраться в каждом конкретном случае. Единственное, что ставят пикетчики под сомнение, — не «зависнет» ли решение этих вопросов так же, как это случилось при возбуждении уголовных дел по факту превышения полномочий отдельными чиновниками, давшими добро на незаконное строительство возле Софии Киевской и Печерской лавры.
Выпуск газеты №:
№130, (2003)Section
День Украины