Представляет ли ислам угрозу демократии?
Совместим ли ислам с мультикультурной демократией? Многие отмечают тот факт, что очень немного мусульманских обществ являются демократическими, и делают вывод, что ислам, должно быть, недемократичен по своей сути. Они приводят в пример полные ненависти к Западу речи, произносимые мусульманами, и приходят к заключению, что мусульмане не могут быть добрыми гражданами демократических стран Запада.
Великобритания, где среди 58,7 миллионного населения насчитывается около 1,6 миллиона мусульман, предоставляет идеальную возможность проверить правильность этих представлений. Три четверти британских мусульман являются выходцами с индийского субконтинента, в основном из аграрных районов Пакистана и Бангладеш. И это очень важно, поскольку причиной некоторых проблем, возникающих у них после переселения в Великобританию, является отнюдь не религия, а всего лишь непривычные для них условия современной жизни.
До сих пор Великобритания была свидетельницей четырех массовых выступлений мусульман (для сравнения можно привести около восьми случаев расовых беспорядков, учиненных британцами афро-карибского происхождения). Одно из них было связано с романом Салмана Рушди «Сатанинские стихи» (The Satanic Verses), остальные были вызваны нечувствительностью полиции и маршами белых расистов. За исключением первого случая, все выступления были относительно немногочисленными, носили локальный характер и продолжались один — два дня. Таким образом, у британских органов правопорядка пока что не возникало серьезных проблем с мусульманским населением.
Однако наличие большого числа мусульман в британском обществе вызывает проблемы другого рода. Одна из них — это «столкновение обычаев». Сюда относятся требования включения мяса «халал» в рацион мусульманских школьников, мусульманские одеяния, время для молитвы, женское обрезание, полигамия и браки по договоренности. Женское обрезание и полигамия запрещены законом, и мусульманам приходится мириться с этим.
Мусульмане, как правило, уважают «западные ценности», такие как равенство, свобода выражения, терпимость, мирное урегулирование разногласий и уважение к решению большинства. Более того, равенство рас и народов является одной из главных ценностей мусульманского мира, как в теории, так и на практике. Гендерное равенство, однако, представляет гораздо более серьезную проблему, в частности потому, что девушки-мусульманки в Великобритании все больше и больше отстаивают этот принцип.
Большая часть британских мусульман также открыто заявила (после неизбежных теологических дебатов) о полной лояльности по отношению к Великобритании. Однако все еще остается некоторая доля неопределенности относительно того, что делать, когда интересы государства сталкиваются с интересами уммы — мирового сообщества мусульман.
Например, британские мусульмане возражали против войны в Ираке в 1991 году, однако не устраивали публичных протестов. Правительство призвало страну отнестись с уважением к «понятному сочувствию мусульман по отношению к своим единоверцам», и конфликта удалось избежать. Небольшое число молодых мусульман впоследствии воевало на стороне талибов, однако большинство британских мусульман осудило их, требуя сохранять лояльность по отношению к Великобритании. Большинство мусульман также с одобрением отнеслись к полицейскому налету и конфискации оружия из мечети Финсбурского парка в Лондоне, имам которой давно проповедовал ненависть к Западу и открыто поддерживал терроризм.
Более того, мусульмане не уклоняются от участия в общественной жизни, а их активность на выборах практически не отличается от активности остального населения. На сегодняшний день в Великобритании 150 мусульман являются членами местных органов самоуправления, 8 занимают должность мэра, что ниже показателей других меньшинств, но не настолько, чтобы тревожиться об этом. Среди депутатов Палаты лордов есть четыре мусульманина, а еще три мусульманина заседают в Палате общин, и это больше, чем могут похвалиться некоторые другие меньшинства.
Действительно, формально или неформально, но сегодня наблюдается тенденция к новой интерпретации ислама, способствующей его сближению с основными ценностями британской демократии. Начинает появляться особенная британская разновидность ислама, точно так же, как во Франции, в Германии, Нидерландах и Испании возникают свои собственные формы ислама.
«Британский» ислам, несомненно, приходит в столкновение с некоторыми аспектами ислама, с которым иммигранты прибывают в страну. Однако религии не существуют в вакууме. На воздействие религии на человека влияет много факторов. Находясь в демократической стране, мусульмане начинают приспосабливаться. Одна из причин такого поведения — политическое выживание: будучи в меньшинстве, мусульмане лишены возможности активно проповедовать создание исламского государства со всем его недемократическим потенциалом. В то же время некоторые из них откровенно приветствуют возможность, находясь в демократическом обществе, преследовать свои истинные интересы и даже выражать протест.
Основная проблема для мусульман — не демократия, а жизнь в мультикультурном обществе. Мусульмане убеждены в абсолютном превосходстве ислама, что отражается в постоянных призывах и отчаянном желании возродить былую славу, а также в более позитивной обязанности обращения в ислам последователей других религий. Они могут сочетаться браком с немусульманами, но ожидают обращения в ислам от тех, кто вступает с ними в брак.
И это не может объясняться распространенным сегодня среди мусульман мнением, что право мусульман на самоопределение находится под угрозой. Даже в надменной и самоуверенной Османской империи, где к евреям и христианам всегда относились с терпимостью, последователи этих религий считались гражданами второго сорта. В то время как для них всегда существовала возможность обращения в ислам, им запрещалось обращать мусульман в свою религию или жениться на мусульманских женщинах.
В результате, у мусульман выработалось несколько одностороннее отношение к мультикультурализму. С одной стороны они приветствуют его, поскольку это дает им свободу вероисповедания и возможность приобщения других к своей вере, но с другой стороны им сложно принять его, поскольку мультикультурализм отрицает их превосходство и подвергает их самих и их детей влиянию других религий и светских культур.
У ислама и Европы давно сложились представления о культурных особенностях и чертах друг друга. Они были и продолжают оставаться элементами одного целого, и их иногда дружеские, иногда враждебные отношения связали их крепче, чем они сами это осознают.
Однако за исключением Испании и некоторых районов Восточной Европы, до недавних пор взаимодействие между ними происходило на расстоянии, за пределами Европы. Сегодня им надо найти новые пути сосуществования и культивации мирных, дружественных гражданских отношений. Опыт Великобритании показывает, что здесь существуют хорошие основания для оптимизма.
Бхикху ПАРЕКХ, профессор Лондонской школы экономики, член Лейбористской партии и депутат Палаты лордов, а также президент Академии научных обществ, занимающихся социальными науками. Данная статья относится к серии публикаций Независимой рабочей группы, сформированной по инициативе президента Европейской Комиссии Романо Проди и анализирующей долгосрочные духовные и культурные перспективы Евросоюза после его расширения.
Выпуск газеты №:
№119, (2003)Section
День Планеты