Перейти к основному содержанию

Украина за пределами Края

В Польше состоялся Фестиваль украинской культуры
10 июля, 00:00
Как справедливо утверждают организаторы этого мероприятия, Фестиваль украинской культуры является крупненйшим и вместе с тем важнейшим культурным событием для украинцев в Польше. В этом году он семнадцатый, а первая из акций состоялась в 1967 году в Сяноце. Потом фестиваль кочевал: Кенштин, Варшава, Кошалин, Сопот, Перемышль. И вот три года назад — периодичность фестиваля — он вновь возвратился на сцену Лесной оперы. Итак: Сопот, Лесная опера.

На самом деле стоит говорить не только о Сопоте, где расположена основная сцена, но и о Гданске, где проходило несколько сопровождающих мероприятий. Дело в том, что два упомянутых города вместе с Гдыней образуют так называемое Тримисто — границ между ними нет и о переезде из одного в другой напоминают лишь дорожные знаки. Не хочется разочаровывать патриотов Киева, но известная фраза о «самом зеленом городе Европы» не совсем соответствует действительности. Вообще вопрос контрастов между «ними» и «нами» требует отдельного рассказа, поэтому мы сейчас не будем останавливаться на нем.

В этом году в фестивале приняли участие около 500 артистов из Польши и Украины. Если говорить о жанрах, то это классическая и церковная музыка, фольклор, рок, джаз, регге и взрывной коктейль из всего перечисленного с добавлением специй, которые не поддаются идентификации. Вместе с тем тематическая направленность акции была четко декларирована: неповторимость и своеобразность обычаев, обрядов, песен, танцев, языка и быта украинских горцев, извечных жителей Карпат — гуцул, лемков, бойков и буковинцев. Зарубежье представляли пидляшуки, холмщаки, перемышляки и украинцы других регионов, которые разбросаны по территории всей Речи Посполитой.

«ГЕТТО» В СМИ

Основная (музыкальная) программа фестиваля состоялась в последние выходные прошлого месяца — субботу и воскресенье. Однако очень интересные мероприятия, получившие стыдливое определение «сопровождающие», были представлены несколько ранее. Речь идет прежде всего о семинаре «Культура в медиа — польский и украинский опыт», целью которого была попытка сопоставить опыт СМИ наших стран. Как понятно из названия, участники семинара делились опытом и видением проблематики освещения тем культуры (в широчайшем понимании этого слова) в СМИ (телевидение, радио, печать).

Открыли семинар профессор Александр Лучак (заместитель председателя Государственного совета радиовещания и телевидения Польши) и председатель Объединения украинцев в Польше господин Мирон Кертичак. Программа семинара была разделена на три панели: «Культура в информационных передачах», «Культурная публицистика — тематическая многогранность», «Культурная тематика в радиоэфире и на страницах газет». Все модераторы (ведущие) были с польской стороны. Среди участников семинара были представители крупнейших теле-радиоканалов и газет Польши и Украины: TVP1, TVP2, TVP3, TVN, «Радiо Гданськ», Польское радио, «Газета виборча», «1+1», «Интер», НТКУ, радио «Столиця», «Львівська хвиля», «Львівська газета» и, конечно ж, «День».

Не прибегая к излишней детализации, следует отметить, что проблемы украинских и польских СМИ в культурной сфере имеют больше общего, чем отличного. Уже с самого начала из уст Гжегожа Мецугова, руководителя издателей TVN-24, прозвучало определение «геттизация культуры», которое рефреном прошло через весь семинар. Украинцы больше говорили об «остаточном принципе» существования культурных тем, что является следствием государственной политики в этой сфере. Вспомним, как формируется государственный бюджет, сколько процентов идет «на культуру» и сколько из этой суммы реально выделяется. Теоретические рассуждения были подкреплены просмотром телевизионных материалов, посвященных темам, которые уже были в эфире. Как выяснилось, польские телеканалы имеют специализированные культурные программы и посвящают этому вопросу больше времени, чем украинские. Следует вспомнить «Культурный курьер» на TVP3, «Мультикино» на TVN, «Немного культуры» на TVP1 и т.п. Коротенькие зарисовки, которые по пресловутому «остаточному принципу» (если нет политики) проскакивают в новостях наших телеканалов, явно проигрывали, по крайней мере, по продолжительности эфира. В отношении качества и уровня сюжетов — можно спорить.

Дискуссия местами получилась даже очень горячей. Коллеги не боялись делиться опытом, успевая при этом щедро расхваливать собственные каналы. Вообще семинар чем-то очень напоминал сеанс психотерапии — «пациент» садился в президиум и рассказывал о своих «болячках» или достижениях. Другие слушали. Эффект очевидный: одни сознавали собственные слабости и очерчивали пути их преодоления — другие могли впитать чужой опыт и практику, выработанную в непривычных условиях. Однако некоторые выступления полякам приходилось корректно «сокращать» — у отдельных представителей государственных украинских СМИ сработала привычка «рапортовать». Самые же интересные доклады получили логичное продолжение: представительнице канала «1+1» пани Лесе Сакади пришлось дать три интервью для польского ТВ, а автору этих строк — такое же количество на радио («Радіо Кошалін», «Радіо Полонія») и часовой прямой эфир на «Радіо Гданськ» в программе «Клуб интересных людей», которое ведет известная журналистка пани Анна Мария Гиза. Наши ближайшие соседи интересовались, как лучше репрезентировать книгу, как сделать культурные новости интересными и, собственно, что общего между презентациями культуры в Польше и Украине.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕСАНТ

В тот же день в Ратуше главного города — Гданска — состоялась встреча с Юрием Издриком и Тарасом Прохасько. Эти писатели, как известно, являются едва ли не ярчайшими представителями т.н. «станиславского феномена». Определение происходит от исторического названия Ивано-Франковска, где в последнее десятилетие родилась весьма интересная литературная волна. Отдельно надо сказать о месте презентации — Ратуша строилась в XIV — XVI веках, а ее внутреннее обрамление датируется несколько позднее. Это самое престижное и самое популярное здание в Тримисте, которое расположено в центре его исторической части. В самой Ратуше сегодня находится Музей истории города Гданска. Польские украинцы приложили немало усилий, чтобы хорошая литература звучала в красивом месте. Зимний зал — это что-то непревзойденное...

Однако вернемся к литературе. Вечер вела известный литературовед, переводчица, которая специализируется на украинской литературе, пани Лидия Стефановская. Она адаптировала для польского читателя многих украинских писателей, среди которых Ю. Андрухович, Ю. Позаяк, В. Неборак, Ольга Гнатюк. Среди уже сделанного также некоторые переводы наших героев — Прохасько и Издрика... Писатели неплохо владеют польским, поэтому в переводе не нуждались — вечер прошел на языке соседей. Начали с легендарного «Четверга», который неизменно «мастерит» Издрик — немножко истории и концепция. Прохасько занимался чтением переводов и объяснял присутствующим свое видение литературной работы: «Литература имеет возможность показать людям то, что и так им известно, но о чем они не могут сказать. И это очень важно...» Автор «НепрОстих», которые стали настоящим событием прошлого года и претендовали на статус «книги года», говорит, что у него проблема: «Должен написать что-то без маски. Хочу сделать правдивую книгу, но вижу, что это невозможно. Речь идет даже не обо мне, а о других людях...» Закончилось все вопросами и автографами в книгах, которые там же продавали. Цена довольно скромной книги в Польше — где-то от 15 до 45 гривен на наши деньги. И покупали. Вообще многие литературоведы (не наши) утверждают, что новая современная украинская литература куда интереснее польских аналогов...

После презентации, стоя на ступеньках Ратуши, мы неожиданно натолкнулись на парад, дружно маршировавший «Длугим таргом». Ходули, маски и провокационные транспаранты: «Польша для поляков», «Земля для картофеля», «Сало для слонов» (в оригинале получается интересная игра слов). Его сопровождали трое или четверо полицейских...

ПРИГЛУШЕННЫЕ ГОЛОСА

Вечер пятницы продолжился в величественном сакральном зале Греко-Католического собора Вроцлавско-Гданской епархии св. Варфоломея и Покровы Пресвятой Богородицы (г. Гданск). Там состоялся концерт церковной музыки в исполнении украинских хоров из Польши. Звучали Бортнянский, Березовский, Ведель... В концерте приняли участие школьный и Смешанный хоры из Перемышля, камерный женский хор «Намисто», хор «Синтагма» и мужской хор «Журавлі». Свое название последний получил потому, что его участники вот уже на протяжении тридцати лет «слетаются» на репетиции в условленное место (чаще всего туда, где проходит концерт) раз в месяц со всей Польши. Жаль только, что этих «странствующих птиц» уже надо заносить в какую-то специальную «красную книгу».

Концерт состоялся в переполненном зале, где присутствовали не только пожилые люди, но и много молодежи. Единственный «скользкий» нюанс — перенесение места выступления с основной сцены в Сопоте в другое место. Более того, среди некоторых польских украинцев существует недовольство тем, что на фестивале выступают коллективы из «материковой» Украины. Это уменьшает долю диаспоры. И было бы это смешно, если бы не было так грустно...

СУББОТО-ВОСКРЕСЕНЬЕ КОНЦЕРТНЫЕ

В 11 утра фестиваль торжественно открыли. Программу первого дня разбили на три части: «Дирда», «Гуцулія» и «Сонце з полонини» (просьба незнакомые слова смотреть в лексиконах). Группы расположили так, чтобы напряжение постоянно возрастало. Главный режиссер фестиваля — Василий Вовкун. Отдельного «ура!» заслуживает сцена Лесной оперы, которая была украшена замечательной стилизацией знаменитой косовской плитки. Особенно впечатляюще это выглядело в темную пору суток, когда холсты подсвечивались, а полупрозрачная вуаль-стена была черной. У косовских панно желто-зеленая гамма, символизирующая единство человека и природы. По центру сцены расположили огромный — около пяти метров в высоту — резной деревянный трехсвечник. Он в свою очередь символизировал единство мирового украинства. На сцене Лесной оперы в свое время выступали Витни Хьюстон, Карел Готт, Алла Пугачева, Ванесса Мей и многие другие знаменитости. Стоит также вспомнить о советском фестивале в Сопоте, который проходил в противовес «Евровидению» и был очень популярен в Союзе.

Среди многочисленных групп, которые выступали перед украинской общиной Польши, самое яркое впечатление произвели «Хутір», «Горпина», «Перкалаба» и специальный гость фестиваля «Океан Ельзи». Фольковый «Хутір» основан украинскими студентами Гданьска в 1996 году. Сначала они пели народные мелодии Перемыщины, откуда в 1947 году были выселены их родители. Со временем репертуар значительно расширился, в чем большая заслуга лидера формации Богдана Кантора. Выступление ребят — впрочем, как и все следующие, было очень бодрым: драйва и эмоций было достаточно... «Горпина» (Польша) создана немного позднее и в ее составе как украинцы, так и поляки. Группа дала более 300(!) концертов. Ребята уже имеют три компакта качественной музыки — один из альбомов вместе с кофе стал непременной частью утра автора этих строк. Энергичное выступление «Горпини» очень «завело» зал, и следующих гостей уже требовали. Ивано-Франковская «Перкалаба» отличается динамичностью вокала, неудержимой стихийностью тем и взрывной смесью рока, фолка и регге. А еще ребята очень иронические: взять хотя бы стебовый переигрыш Стинговой «Desert Rose», которая называется «+220 а ти гулєй» (ну, это будто «гуляй» по-литературному). Уже хорошо узнаваемый фанами «Парагвай» исполнялся вместе с флагом этой экзотической страны. Уверен, что «Перкалаба» — это настоящее сокровище современной украинской музыки...

Атмосфера: накрытая огромным шатром Лесная опера держит желто-голубые Украины и красно-черные флаги УПА. Служба охраны «Gryf» фактически запрещает танцевать, объясняя это требованиями противопожарной безопасности. Молодежь не растерялась и начинает организовываться в активные группы. Упитанные ребята в униформе стараются рассеять их по залу. Школьники и студенты скандируют «Слава Украине!»... В конце концов, зал побеждает. Но ценой напряжения и на грани конфликта — написанные под советскую диктовку учебники истории Польши дают о себе знать. Думаю, если бы проходил фестиваль, скажем, немецкой культуры, отношение к залу со стороны охраны было бы другим...

«Океан Ельзи» начинает в половине первого ночи свеженькой «Кішкою». Далее идут «Я до тебе...», «Той день», «То була весна» и другие знакомые хиты. Однако, правду говоря, рекорд сбора зрительских симпатий принадлежит не им, а предшествующим группам. Возможно, причина в позднем времени, а может, в перекосе в сторону лирики. Молодежь требует драйва... Марта из украинского лицея в Белом Бору благодарит за фотографию, сделанную мной на фоне выступления ее кумира. Я шучу дальше: «Дякую, аж підскакую?». «Догори ногами» — продолжает украинская полька, отмечая при этом, что мама не очень одобряет такое продолжение фразы... На «бис!» «Океаны» исполняют «Відпусти...»

Воскресенье — это финал фестиваля. Здесь доминировал «плохой сын» «Херсон» и хорошая дочка «Росава». Впрочем, с «Росавою» произошел казус. Во- первых, по дороге в Польшу на собственном транспорте коллектив попал в аварию. Однако это совсем не помешало им отработать на очень высоком уровне — выступление одно из лучших за всю программу фестиваля. Но в это же время в одной из церквей Гданска началась Божья служба, и значительная часть зрителей, в том числе молодежь, пошла на нее. Зал не взорвался...

Не забыли и юмор — подростки из «Горпинки» пародировали комплексы, которыми отягощены украинцы Польши (утаивание национальности, браков с польками и т.п.). Николай Савчук из Коломыи поставил свою точку: «Ой кувала зозулечка / В зеленому лузі/ Польща вже в Унії / А ми у Союзі».

МОРАЛЬ

Фестиваль украинской культуры в Польше важен даже не тем, что одни выходят на сцену, а другие их слушают. Хотя это также демонстрирует целый пласт украинского искусства, которое пока что существует в соседней стране. Он дает возможность украинцам Польши, еще не забывшим о своих корнях, ощутить себя Украинцами: полноценными, с богатой историей и культурой. Он дает людям возможность общения. Именно это и является главным — суть и цель праздника — общение. Люди долго ждут этого фестиваля. И, несмотря на недешевые билеты (взрослые за два дня должны были уплатить около 70 гривен), съезжаются со всей Польши и заполняют до отказа немалый зал. Они также гордятся тем, что гимн «Ще не вмерла Україна...» впервые публично прозвучал именно с этой сцены в начале 1989 года. Жаль только, что происходит это лишь раз в три года, а украинская община постепенно растворяется. Но об этом в следующем материале. До свидания, Сопот!

P.S. Автор искренне благодарит президента Объединения украинцев в Польше пана Мирона Кертичака, секретаря Главной управы ОУП пана Петра Тима, пани Анну Вербовую и пани Еву Ваплаку за основательную помощь в освещении работы фестиваля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать