Чувствовать себя «караваном», а не «собакой»
В бурном водовороте глобализации Украина может выжить только с помощью собственной уникальности. Это не только высокие технологии, но и неординарная культура. Пока же в собственных культурных достижениях не всегда уверены и сами украинцы. Благодаря телевидению мы знаем все про известных актеров, почти все про украинских звезд эстрады, немало про кино- и мультипликационных режиссеров и кое- что про писателей и философов. Большинство передач — интервью и развлекательная хроника. Теперь пришло время иллюстрированной культурной аналитики. Давно заявлявший о своем курсе на украинскость «Интер» наконец начинает выполнять свои обещания. Теперь в вечернем воскресном эфире — «Всплеск культуры?» Романа Ширмана.
Из парадоксальных высказываний, дизайнерских находок и умения выделить главное на культурном горизонте родился новый жанр. На рамке от картины со средневековым пейзажем, где понуро движется пахарь, сидит ведущий и без лишнего пафоса переживает о судьбах родины. В его «повести» несколько главок, у каждой есть заголовки, у персонажей — компромат «личного дела». А в качестве соавторов фигурируют публицисты и газетные журналисты.
Олесь Санин привлек «Всплеск...» как человек, практически реабилитировавший украинское кино. Режиссер исторического фильма- эпоса «Мамай» не считает себя режиссером и фильмов в будущем снимать не собирается. А то, что он прорвался на международный уровень и, даст Бог, будет достойно конкурировать на премии Оскар — просто масштаб личности и внутренней свободы. Он не шел проторенной дорогой, используя проверенные кинофестивальные методы для привлечения внимания — вроде нетрадиционной сексуальной ориентации и прочих эпатирующих маневров. Создал собственную стилистику без «вишиваних ширинок» и смог преодолеть пропасть из «грязи и кусков поп-корна между экраном и первым рядом».
Другой герой передачи, прорвавшийся в Европу миллионными тиражами, тоже самоироничен. Это Андрей Курков, в свое время без особого успеха продававший на Андреевском спуске свои книги. Он пишет фантасмогорические детективные истории, которые происходят в киевских декорациях. Так европейцы заочно знакомятся с нашей столицей. На последнем подарочном австрийском издании «Не надо боятся темноты» — крышка канализационного люка (действие происходят в подземельях Киева). Но Курков — не андеграундный, а удачливый, востребованный писатель и этим отличается от большинства не менее талантливых, но обозленных на действительность авторов. Для повышения самооценки посещает психотренинги и фразу, что «нужно чувствовать себя караваном, а не собакой» вынес, видимо, оттуда. Любопытно, что в следующих программах Курков дебютирует уже в роли ведущего. Он давно коллекционирует странную живопись и оригинальную графику. О нетривиальных художниках он и собирается нам поведать. Кроме творческой элиты журналист-неофит постарается показать культурную жизнь маленьких городков Украины «с элементами оптимизма».
Передача обещает стирать пыль с известных и подзабытых харизматических личностей (как отец анархии из Гуляйполя Нестор Махно) и о неизвестных, но заслуживающих внимания людях. А знаковые события, как водится, пробьются сами. Автор и ведущий Р. Ширман (а также кинорежиссер, отказавшийся ради передачи от двух картин, и преподаватель Института культуры и искусств) обещает, что заумных рассуждений типа «космос говорит с вечностью, а вечность говорит с художником» не будет. Остается надеяться, что создатель избежит и других крайностей — рассказывать обо всем сразу и слишком поверхностно, либо собирать кунсткамеру от культуры.
Первая передача «Всплеск культуры?», несмотря на подозрительный знак вопроса в конце, неравнодушна к духовной Украине и говорит со зрителем не часто звучащим с экрана интеллигентным языком. Ее «коллегу» — «Импрезу» СТБ смотрят мало из-за серьезной классической тематики. Нетрудно предсказать, что новый неожиданный проект «Интера» будет иметь более высокий рейтинг. Отдыхая и развлекаясь, широкая публика лучше узнает нашу культуру, что поможет в жизненно важной для Украины самоидентификации.
Выпуск газеты №:
№105, (2003)Section
Медиа