Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

НАТО голосует за украинские самолеты

18 июня, 00:00

В ходе заседания Комитета НАТО — Украина на минувшей неделе в Брюсселе на уровне министров обороны приветствовались усилия украинского руководства на выполнение Целевого плана на 2003 год, приветствовалось решение Киева направить миротворцев в Ирак, Великобритания и Польша, как сообщается, выступили с намерением помочь Украине в выполнении требований НАТО. В ходе встречи министров обороны стран НАТО был сделан еще более существенный шаг — двенадцать стран-членов НАТО подписали письмо о намерениях (a letter of intents), которое указывает на готовность использования ими украинских военно-транспортных самолетов Ан-124-100 «Руслан». Документ оговаривает, что будет действовать до первых поставок европейского военно-транспортного А400М. Если конкретнее, речь идет о принципиальной возможности аренды странами НАТО шести украинских «Русланов», как «Дню» уточнили в АНТК им. Антонова. При этом в АНТК отметили, что никаких конкретных условий пока нет. Документ подписали Канада, Франция, Германия, Дания, Греция, Венгрия, Норвегия, Люксембург, Чехия, Польша, Португалия, Турция. В проекте не участвуют имеющие собственную транспортную авиацию США и Великобритания, и не имеющая собственной армии Исландия. Считается, что одним из главных «лоббистов» такого решения была Германия, уже имеющая опыт аренды самолетов украинской военно-транспортной авиации. Решение о возможности использования украинской стратегической военно-транспортной авиации было принято в ходе обсуждения реформ НАТО, утвержденных на саммите НАТО в Праге, которые должны привести к созданию нового имиджа Альянса и его большей готовности к выполнению новых целей (среди которых —борьба с терроризмом, урегулирование кризисных ситуаций, миротворческая деятельность, противостояние распространению оружия массового поражения). «Это новое НАТО, НАТО, готовое соответствовать своим обязательствам, когда времена ужесточаются», — сказал по этому поводу, по сообщению агентств, генеральный секретарь Альянса Джордж Робертсон.

Страны-члены НАТО планируют использовать «Русланы» до 2009 года, когда, как ожидается, будут произведены первые поставки разработанного концерном Airbus европейского транспортного самолета А400М. Одновременно сохраняется возможность использования самолета С-17 Globemaster американской Boeing Co, участвовавшего в тендере одновременно с «Русланом». Министр обороны Германии Петер Штрук сказал в интервью Би-Би-Си, что «приоритет однозначно — за самолетами Антонова, поскольку после всех проверок они оказались самым дешевым решением». Штрук сослался на то, что «афганский опыт свидетельствует в пользу преимущественного использования «Антонова». Здесь примечательно то, что письмо о намерениях двенадцати стран НАТО отказалась подписывать Испания, сославшись на необходимость дождаться завершения расследования трагедии с Як-42 «Украинских средиземноморских авиалиний», в катастрофе которого в Турции погибли 62 испанских военнослужащих, возвращавшихся из Афганистана. По этой же причине, как сообщалось ранее, Испания поставила условием направления своей бригады в польский сектор ответственности в Ираке то, что, именно испанский, а не украинский офицер будет заместителем командира международной дивизии поляка Тышкевича. Из польских источников «Дню» стало известно, что скорее всего, у польского командира дивизии будут два заместителя — украинец и испанец (при этом украинский контингент — больше испанского). Директор Центра информации и документации НАТО в Украине Мишель Дюре сказал «Дню», комментируя отказ Испании принимать участие в проекте использования украинской транспортной авиации, что все страны НАТО свободны в принятии решений.

Что же касается дальнейшего продвижения Украины по направлению к НАТО, то генсек Альянса Джордж Робертсон сказал в Брюсселе министру обороны Украины Владимиру Шкидченко, что «вы можете заручиться нашей поддержкой на этом пути, поскольку реформы в сфере обороны и безопасности являются фундаментальными принципами для достижения Украиной ее стратегической цели — евроатлантической интеграции», как сообщает Интерфакс. Первый шаг навстречу интеграции сделан. Кстати, о готовности подписать соглашение с НАТО об использовании своей военно-транспортной авиации заявляет и Россия. Предположения о возможной конкуренции со стороны России и вытекающих отсюда осложнениях в Киеве пока не комментируют.

КОММЕНТАРИЙ

Мишель ДЮРЕ, директор Центра информации и документации НАТО в Украине:

Письмо о намерениях 12 стран НАТО — это следствие Пражского саммита Альянса, когда были созданы специальные рабочие группы по разработке так называемого pact capabilities commitment. Все страны-члены НАТО изучают, как они смогут улучшить свои возможности в соответствии с новыми целями НАТО, среди которых, например, борьба с терроризмом. Все также знают, что у большинства стран НАТО не существует возможностей военно-транспортной авиации. Ими располагают в достаточной степени разве что Соединенные Штаты и Великобритания.

Поэтому двенадцать стран договорились, что на национальной основе будут подписываться контракты с некоторыми фирмами, которые смогут обеспечить стратегический военный транспорт. Украина же имеет такой потенциал. Таким образом, страны НАТО (а не НАТО как организация) получают возможность подписывать договоры с украинскими компаниями, чтобы использовать такие возможности.

Если Украина располагает такими возможностями, и является надежным партнером, то логично, что мы будем работать с Украиной. После заседания Комитета НАТО — Украина на уровне министров обороны отмечалось также, что идет подготовка к подписанию меморандума о военно-транспортной стратегической авиации между НАТО и Украиной, а это уже другой уровень. Это очень хорошо для имиджа Украины. Мы в НАТО это оцениваем как success story.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать