«Зенит» взял рекордный вес
Вминувший вторник около 17 часов по киевскому времени с плавучей платформы в Тихом океане осуществлен десятый по счету удачный пуск украинского ракетоносителя «Зенит-3 SL» по международной космической программе «Морской старт». Как сообщается в пресс-релизе Центра информационных связей государственного конструкторского бюро «Южное» (Днепропетровск), на борту ракетоносителя находился спутник «Турайя-2», изготовленный американской корпорацией «Боинг» по заказу одной из телекоммуникационных компаний Объединенных арабских эмиратов. В результате запуска космический аппарат «с высокой точностью» был выведен на заданную орбиту, и начал работу по собственной программе. Спутник, сообщается далее, позволит компании- заказчику обеспечивать различные виды связи между 100 странами Ближнего Востока, Европы, Северной и Центральной Африки, а также Южной и Центральной Азии, покрывая тем самым около трети земного шара.
«Турайя-2» стал уже вторым космическим аппаратом, запущенным консорциумом «Морской старт» по заказу компании из ОАЭ — его предшественник «Турайя-1» был доставлен «Зенитом» на околоземную орбиту в октябре 2000 года. Новый спутник, кроме прочего, отличается своим рекордным весом — 5 117 кг. Он стал самым тяжелым космическим аппаратом, который украинский ракетоноситель поднял в космос за четыре с лишним года реализации международной программы «Морской старт». Тем не менее, днепропетровские ракетчики заверяют, что и это не предел, поскольку в течение последнего года им удалось «нарастить» грузоподъемность «Зенита-3 SL» с 5 до 6,15 тонн.
Стоит заметить, что международный консорциум «Морской старт», в котором принимают участие американская корпорация «Боинг», российская РКК «Энергия», норвежская компания «Кварнер» и украинский «Южмаш» с ГКБ «Южное», по официальным сообщениям, имеет 16 гарантированных заказов на коммерческие запуски спутников. Тем не менее, в прошлом году вместо пяти запланированных запусков состоялся лишь один, а нынешний пуск осуществлен почти с годовым интервалом. Причины такой «заминки» днепропетровские ракетчики комментируют неохотно, ссылаясь на коммерческую тайну и интересы партнеров. Впрочем, при этом они неизменно отмечают, что к украинской стороне существенных претензий нет и она, в свою очередь, заинтересована в максимальном количестве пусков. Участие в «Морском старте» днепропетровские конструкторы считают едва ли не самым большим успехом, поскольку именно внешнеэкономическая деятельность дает им 70—80% финансовых поступлений, а также возможность оставаться «на плаву».
Выпуск газеты №:
№101, (2003)Section
День Украины