«Иракский вопрос» опять дошел до ООН

Соединенные Штаты и Великобритания направили в Совет Безопасности ООН переделанный проект резолюции по Ираку, его обсуждение уже началось. Принятие этого документа будет чрезвычайно важно и для Украины — ведь именно он должен установить основные параметры международной политики в отношении Ирака после войны. Таким образом, он может стать одной из частей юридической базы для решения об отправке воинского контингента в стабилизационные силы в Ираке. Голосование по этой резолюции в Совете Безопасности ООН, как предусматривается, может состояться уже сегодня или завтра. Тем не менее, дипломаты скорее ожидают затяжных дебатов, несмотря на то, что Вашингтон считает, что в новом проекте учтена обеспокоенность многих стран. Представитель Великобритании Джереми Гринсток, как сообщается, говорил, что консультации не прекращены, то есть, в проект резолюции еще могут вноситься изменения.
Основные положения документа, обнародованные мировыми информационными агентствами, таковы. Как заявил постоянный представитель США при ООН Джон Негропонте, в новой редакции резолюции ООН отведена «жизненно важная роль в гуманитарной области, в помощи восстановлению представительского правительства в Ираке, а также во многих других областях — защите прав человека и так далее». Ответственность оккупационных сил будет продолжаться до тех пор, пока не будет создано правительство Ирака, которое получит международное признание. В предыдущем проекте говорилось о мандате оккупационных сил сроком на 12 месяцев. Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану предлагается назначить специального представителя (раньше речь шла о координаторе от ООН), который якобы будет иметь независимые полномочия. Французская «Монд» пишет, что такое положение может не устроить Францию. Проект резолюции предусматривает, что спецпредставитель ООН по Ираку будет информировать Совет Безопасности о своей деятельности. Париж считает, что спецпредставитель ООН должен информировать СБ ООН о всех аспектах вокруг создания нового иракского правительства.
Тема разоружения Ирака снова появляется на повестке дня — как известно, именно для «разоружения Саддама» и была официально начата война. Через месяц после войны оружие массового уничтожения не найдено. Тем не менее, Соединенные Штаты и Великобритания, в соответствии с проектом резолюции, заявляют о своей ответственности за разоружение Ирака, и обязуются об этой деятельности информировать Совет Безопасности. «Тема инспекторов не отправлена в архив», — заявил представитель США при ООН Негропонте. Проект резолюции предусматривает, что Совет Безопасности ООН может пересмотреть в будущем мандат инспекторов ООН и МАГАТЭ. Кстати, представители МАГАТЭ уже заявили, что не имеют возможности и ресурсов, чтобы продолжать инспекции. Одновременно распространяются сообщения, что с объектов в Ираке разворовываются материалы, которые потенциально можно использовать для изготовления «грязных» радиоактивных бомб. По этому поводу стоило бы отметить, что постоянные члены Совета Безопасности Франция и Россия, а также Германия, требуют, чтобы отсутствие на иракской территории оружия массового уничтожения было официально доказано перед тем, как ставить на повестку дня вопрос о снятии санкций с Ирака, введенных ООН после иракского вторжения в Кувейт. Берлин, судя по последним сообщениям, согласен на отмену этих санкций.
На шесть месяцев продлевается программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Программа подлежит существенному пересмотру — в частности, Соединенные Штаты и Великобритания получают, в соответствии с проектом, право использовать полученные от экспорта нефти средства на восстановление Ирака, постепенно сокращая саму программу. Одним из наиболее заинтересованных игроков здесь выступает Россия — по сообщениям западной прессы, ее компании имеют на $10,3 млрд. контрактов в рамках этой программы.
Другой существенный пункт проекта резолюции заключается в том, что страны-кредиторы Ирака будут решать проблему иракского долга (около $400 млрд.) в рамках Парижского клуба и других многосторонних механизмов. Предусматривается, что страны-кредиторы (наибольшие из них — Россия, Франция, Германия) не смогут требовать выплаты иракских долгов до конца 2007 года. Это, по крайней мере, не означает списание иракских долгов — с такой идеей раньше выступали Соединенные Штаты.
Новый проект пока что публично комментировали только в Париже. Как заявил президент Франции Жак Ширак, Франция готова поддержать резолюцию, если в нее будут внесены изменения, направленные на усиление роли ООН. Германия склоняется к тому, что проект резолюции еще нужно обсуждать, и также выступает за ведущую роль ООН.
Министр иностранных дел России Иванов, выступая вчера в Киеве в Институте международных отношений, отметил, что Россия «отчетливо видит тенденцию к построению однополярной системы международных отношений, основанной на логике военного превосходства и односторонних действий в обход ООН и международного права. Эта тенденция в полной мере проявила себя и продолжает сказываться в связи с драматическим развитием иракского кризиса». Это не ответ на вопрос — как именно будет голосовать российский представитель в ООН, тем более, что в последние дни Вашингтон и Москва демонстрируют поиски путей восстановления нормального климата отношений. Косвенно об этом сказал и министр Иванов: «Мы не считаем, что различное видение путей урегулирования такого рода кризисов непременно должно вести к конфронтации в международных отношениях». Таким образом, вряд ли Москва применит право вето, так же как и Париж.
Околоиракские дискуссии понемногу выявляют то, о чем давно говорилось: именно на этом примере проходят тестовые испытания основы мирового порядка после холодной войны. Особенно это актуально в условиях, когда ООН утратила роль инструмента баланса, и споры ведутся уже в пределах когда-то единого западного лагеря. Вопрос теперь в том, чтобы отделить риторику и реалии.
Выпуск газеты №:
№85, (2003)Section
День Планеты