Старая фальшивка
Среди многих других церквей в Украине представлена также Русская Православная Старообрядческая церковь разных направлений (согласий); у нее здесь 73 общины, 2 монастыря и 42 священнослужителя Белокриницкой, беспоповской, Новозыбковской согласий и др. В этом году старообрядцы так называемого Белокриницкого согласия отмечают важное для церкви событие — 15-летие возведения Алимпия Московского, главы их церкви, в сан митрополита Московского и всея Руси.
Как известно, история старообрядцев началась в ХVII веке, когда Собор Московской церкви (1666—1667) предал анафеме тех русских православных, которые не приняли обрядовую реформу патриарха Никона. (Тогда были введены: крестное знамение тремя, а не двумя перстами; поясные, а не земные поклоны; использование наряду с восьми- также шестиконечного креста и др.). Часть православных — старообрядцы — считала реформу «самочинной» (диктаторской), не признала новые церковные правила и придерживались обрядов «древлего» православия. Вскоре церковное противостояние перешло в преследование старообрядцев, государство начало применять войска, прибегало к самым жестким репрессиям, позже лишало их гражданских прав.
Через три века (1971) Поместный собор Московского патриархата отменил анафемы ХVII века «как не бывшие», но согласие между двумя церквами до сих пор не достигнуто.
Когда несколько лет назад я впервые получила возможность пообщаться со старообрядцами (в киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы), меня особенно поразила образованность и начитанность простых прихожан. На все свои вопросы я получила обоснованные, с цитатами ответы; при малейшей необходимости на стол выкладывались старинные фолианты для верификации, демонстрировалось фундаментальное знание Святого писания и Отцов церкви. Эта интеллектуальная традиция сформировалась, очевидно, в условиях постоянной необходимости доказывать правоту, отстаивать права на свою веру и мнения, защищаться. Вот один яркий исторический пример.
Преследования старообрядцев, начавшиеся при правлении «тишайшего» царя Алексея Михайловича, особенно жестоко продолжил Петр I (Не удивительно, что всех «послесоборных» царей старообрядцы считали антихристами). Сила оружия, безжалостные наказания не привели, однако, к ожидаемым результатам. В конечном счете власть прибегла и к идеологическому оружию, как сказали бы сейчас. В поселения бежавших на окраины империи защитников старой веры, в заволжские скиты, поморские монастыри, Сибирь начали засылать монахов-миссионеров. Те ходили от поселения к поселению и убеждали беглых в том, что их «старая» вера давно, еще в старину, осуждена церковью. Миссионеров вооружали соответствующими книгами, листовками и тому подобное.
Московская патриархия ввела тогда в миссионерское обращение, в частности, книгу «Деяния» и многочисленные списки (копии) с этой книги. Старинный манускрипт был покрыт плесенью, изъеден молью; его пергаментные страницы написаны старинными буквами. По содержанию это был сборник постановлений («деяний») церковного Киевского собора 1157 года; особенно полезным для миссионеров был раздел под названием «Соборное деяние Киевское на еретика мниха Мартина». Там осуждалось еретическое учение Мартына, учение, которое было весьма схоже на основы старообрядцев. Монахи давали читать «Деяния» всем желающим — чтобы убедились отступники, что уже во времена Киевской Руси церковь осудила отход от «греческих канонов».
В соответствии с «Деянием», собор ХII в. состоялся под председательством Киевского митрополита Константина, во времена княжения Ростислава Мстиславовича. Монах Мартын, вызванный на соборное заседание, не захотел отказаться от своих заблуждений, был единогласно осужден и отправлен в Константинополь. Специально созванный Цареградский собор также признал Мартына виновным в ереси, предал его анафеме и передал светской власти Византии, которая сожгла упорствующего еретика на костре. Такая поучительная для русских старообрядцев история.
Через некоторое время после того, как в руках старообрядцев оказались «Деяния», «вышла в свет» рукопись «Поморские ответы» в 500 страниц, копии с которой писались и быстро распространялись от одной старообрядческой общины к другой. «Поморские ответы», составленные братьями Денисовыми, основателями поморской Выгорецкой пустыни, современные ученые считают первым образцом исторической палеографии в России — блестящей научной экспертизой книги «Деяний» на аутентичность, которая выявила фальсификацию.
В первую очередь, братья Денисовы обратили внимание на тот странный факт, что о так называемом Киевском соборе не упоминает ни одна летопись того или более позднего времени, ни церковные писатели, ни патриарх Никон, который боролся с раскольниками и использовал для этого все возможные средства. Между тем церковный собор — это всегда великое событие не только для церкви, но и для православной общественности. В подтверждение своих соображений авторы «Поморских ответов» приводят полный список известных тогда летописей, на которые они ссылались.
Вторым доказательством подделки стала дата «Киевского собора» (1157), который собрался, якобы, при Киевском князе Ростиславе Мстиславовиче. Но, согласно летописям, в то время этого князя в Киеве не было — на киевский стол его призвали значительно позже. Более того, исторические факты свидетельствуют, что митрополит Константин, который якобы созвал собор, занимал кафедру также после 1157 года и был лишен кафедры еще до княжения Ростислава. Ученые братья-старцы исследовали также внешние признаки рукописи «Деяний», такие как пергамент, чернила, написание букв, обложку, и доподлинно установили, что все они не соответствуют признакам ХII века.
Результатом этой научной экспертизы стало то, что Святейший Синод Московской церкви поспешил изъять «Деяния» и его копии из обращения. Их положили в специальный мешок, опечатали и отдали в синодальную библиотеку. Остается только добавить, что, по мнению историка Вадима Прокофьева, «Деяния» изготовили мастера Киево-Печерской лавры по личному приказу царя Петра I. Как, однако, однообразно действуют власть имущие!
Выпуск газеты №:
№66, (2003)Section
Украина Incognita