Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ДИЗАЙНЕРУ НИКОГДА НЕ СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМ

11 апреля, 00:00
Так считает один из наиболее удачливых телевизионных дизайнеров Украины Валерий БАБИЧ. И не переоценивает роль самого дизайна — утилитарного инструмента, упаковки любого товара, включая визуальный. Мы все время смотрим на картину, но сегодня есть возможность обратить внимание на рамку. Все же именно дизайн делает продукт престижным, превращает товар в брэнд, а золушек — в принцесс.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

— Наверное, самый важный, самый функциональный телевизионный дизайн — новостийный?

— Это один из сложнейших элементов дизайна, но не самый интересный. Здесь первостепенное значение имеет функциональность дизайна, его информационная составляющая. Художественность, свобода творчества в данном случае отходят на второй план.

Новости, идущие на конкретном канале, — видение дизайнера, его талант и способности. Нужен особый образ, чтобы «отбить» новости на «Интере» от новостей на «1+1» или на УТ-1 и т.д. Образов этих не так много. Ну, что сразу приходит на ум? Глобус, планета. Но от этого можно уйти. И есть масса новостей, создатели которых придумали свои, нестандартные образы.

— Три коня на РТР, по-моему, — очень яркий символ...

— Те образы, которые закладываются, рассматриваются под микроскопом руководства. И в значительной степени фантазия, которую художник себе может позволить, зависит от начальства. Конечно, в этой ситуации вращающийся глобус — наиболее емкий образ. Зритель все понимает сразу. Другое дело, что глобусы все показывают голубыми и в сеточку. А на самом деле даже способов обыграть глобус — множество, и много интересных, неопробованных.

— Почему так мало в наших новостях инфографики: каких-нибудь справочных таблиц, иллюстрирования того, о чем говорят? Даже карты плоские, хотя могут быть объемными. Почему на этом экономят?

— Это в значительной мере зависит от политики, проводимой руководством и журналистами. Репортеры часто не имеют представления о компьютерной графике. Это, скорее, журналистская проблема, потому что дизайнер чаще всего находится вне сферы подготовки сюжета. Например, люди слышат каждый день об арабо-израильском конфликте, но не представляют, что такое Сирия, Голанские высоты и где протекает река Иордан. Журналист, который готовит материал про Израиль и Палестину, сделал уже тысячу сюжетов, но ему в голову не приходит, что все это зрителю надо лишний раз объяснить. Не полениться детально обрисовать ситуацию. Нельзя, конечно, всякий раз начинать сюжет с предыстории, но думать о том, как внятно подать информацию, наверное, все-таки надо.

Я уже не говорю о каких-то эмоциональных вещах, которые дизайн может предложить, насыщая определенный сюжет. Другое дело, уместно ли это в новостях, где эмоции — не самое главное. Тем не менее на Би Би Си, например, не ленятсяделать графику на фоне скамей Палаты Лордов. Если либералы набирали голоса, их лидер начинал улыбаться, а лидер консерваторов — хмуриться. В этом есть интерактивность, ирония по отношению к происходящему. У нас кто-то первым должен сделать инфографику на таком уровне, чтобы другим каналам вдруг стало неудобно.

МЕЙНСТРИМ

— Что сейчас модного в дизайне, каковы современные тенденции?

— В дизайне сейчас не может быть тенденций. Эпоха тенденций, когда какое-то направление доминирует, уже прошла. Есть три-четыре направления. Привнес свои элементы Интернет. Развивается трехмерная графика. И каждый дизайнер использует те средства программного обеспечения, которые нужны ему в данный момент, которыми он владеет и которые может оплатить продюсер. Не верьте тем, кто говорит, что знает, что модно. Единственная тенденция сейчас — широкий спектр всех средств, которые возможны на данный момент технологически, художественно, эмоционально.

— И, наверное, все зависит от таланта дизайнера?

— Конечно. И от задачи, стоящей перед ним, от тех приемов, которые встречают одобрение у продюсерской, творческой группы. Например, то, что делает «1+1» в их студии дизайна — флешевая анимация (такая псевдорисованная мультипликация) — это тоже модно, современно. Но нельзя сказать, что самое модное. Все может в любой момент вернуться назад. Сейчас — эпоха барокко, когда различным образом трансформируется то, что было до нас (эти трансформации иногда доходят до эклектичности). Совмещение и складывание. Так считает и Пако Рабан — известный французский модельер. Это его формулировка того состояния, в котором пребывает сейчас искусство, дизайн (в частности, он говорил об одежде). Берутся различные временные слои. От национальных до ультрасовременных тенденций с металлом, колокольчиками. Сейчас идет период переоценки всего того, что было. А нового, как ни странно, возникает очень мало. Или же новинки быстро устаревают. Влияет и доступность, дешевизна компьютерных технологий.

ДИЗАЙН — ЭТО ТОЛЬКО ФОРМА

— Дизайнер никогда не будет тем человеком, который известен в стране. Это исключено. Дело не в лидерстве. Дело в результате, в программе в целом. Здесь уместно сравнение с операторами. Есть чудесные операторы, но их место — за камерой и в титрах. И совершенно не обязательно знать фамилии тех людей, которые делают титры, например, к фильму о Джеймсе Бонде. Вышло уже 20 фильмов, титры к каждому из этих фильмов — шедевр. Совершенно самостоятельный клип, с классной музыкой, с потрясающей графикой, но мы понятия не имеем, кто это создал. Тем не менее, эти клипы, этот дизайн — составная часть фильма.

— Неужели творец может отводить себе такую скромную роль? Ведь для того, чтобы создать нечто значительное, нужно хотя бы иногда проникаться манией величия...

— Тут, наверное, нужно говорить о дизайне вообще. У дизайна — роль невероятно утилитарная. Это обслуживающий инструмент, который помогает организовать пространственный интерьер, чтобы человеку было удобно там сидеть, ходить, писать. Профессиональный дизайн сразу привязывается к чему-то конкретно: есть дизайн интерьера, дизайн газеты, дизайн объявлений, дизайн телевидения. И поэтому его функция на телеканале — организующая. Дизайн призван создавать условия, в которых зритель четко идентифицирует, какой канал он смотрит.

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

— Какой путь прошел украинский телевизионный дизайн? Мне кажется — сумасшедший скачок. А как с точки зрения специалиста?

— Действительно, сумасшедший. И я думаю, что развитие продолжается. Но это — не гонка за Западом. Это требование времени и следствие благоприятной ситуации: расширяется сфера вещания, больше информационных носителей. Естественно, это все за собой «тянет» дизайн, который должен становиться все лучше и лучше.

Когда в 1994—1996 гг. в Украине появилось, наконец, самостоятельное ТВ, оно тут же потребовало огранки. Тогда и стала создаваться эта индустрия. Украинскому дизайну повезло в том смысле, что буквально года за четыре до этого появилась компьютерная графика в том объеме, в котором она уже могла быть доступной для телестудий. Развился рынок недорогих программ, персональных компьютеров. В 80- е годы или сейчас было бы намного труднее пройти этот путь. А так украинский дизайн, может, впереди и не бежит и тон все еще не задает, но и не отстает. Он развивается одновременно с ТВ.

Другое дело, что местный канал в Техасе имеет бюджет намного больше, чем местный канал, к примеру, Тернополя. Это вопрос денег, техники, опыта. Проблема украинского дизайна в том, что все успехи в значительной степени ограничиваются столицей и, может быть, еще тремя-четырьмя городами (Одесса, Харьков, Львов).

ПЕРЕМОЕМ КОСТОЧКИ КАНАЛАМ

— Дизайн какого канала вам кажется наиболее удачным? Вот, например, «Интер» недавно поменял дизайн...

— Я, наверное, с большим удовольствием говорил бы об «1+1». Во-первых, это достаточно яркое явление в украинском дизайне. Этот телеканал с первых минут приобрел свой почерк. Он мог меняться со временем (поскольку телевидение как-то развивается), но держит эмоциональную планку примерно на одной и той же высоте. Хорошо это или плохо, я не знаю. Наверно, для цельности бренда хорошо. Отношение к «1+1» у зрителей практически не поменялось. Для них это тот же канал, хотя перемен там было много. На мой взгляд, это определяется его форматом.

А «Интер» сейчас находится на том уровне, когда он должен сделать качественный шаг вперед. Он должен претендовать, на мой взгляд, на тот образ, который несет, скажем, в Англии — Би Би Си, а в России— ОРТ. Это место в Украине совершенно пустое, никто его не пытается занять. У «1+1» трудности с форматом. А у «Интера» есть все основания: замечательное кино, у них есть удачные или неудачные попытки делать свои программы, положение в эфире и замечательный прием сигнала. Мне кажется, что «Интер» — тот канал, который имеет все основания это место занять. Для этого надо менять дизайн. Внутренняя манера ориентироваться на те каналы, которые у нас здесь есть, чтобы сделать «не хуже», сама себя сдерживает. Нужны какие-то эксперименты в дизайне. А когда экспериментируешь, никогда не знаешь, что сработает и как твой канал должен выглядеть. Мне кажется, его нужно иначе позиционировать. И тогда канал «Интер» будет прогрессировать.

Дизайн вообще — штука, изменяющая все что угодно. Если, скажем, поставить на «1+1» графику какого-нибудь «нижестоящего» канала, от «1+1» просто ничего не останется. Программы — это хорошо, но образ изменится, изменится отношение к такому каналу, ведь встречают по одежке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать