Перейти к основному содержанию

В ожидании импульса к борьбе

Создан Восточноевропейский отдел Всемирной организации «Парламентарии против коррупции»
26 февраля, 00:00

Это можно делать по-разному, как, например, в Гонконге 13 апреля 1972 один не очень высокого ранга представитель правоохранительных органов, который много лет, как и все, брал взятки. В этот день, обнаружив очередную сумму в своем столе, он почему-то не дал ее своему начальнику, а позвал журналистов и рассказал, как эта взятка обычно распределяется между начальством. И на следующий день весь Гонконг вышел на улицы и выступил на защиту этого человека. Так началась антикоррупционная революция в Гонконге. Ее результатом стало создание при помощи правительства США, Мирового банка, МВФ независимого антикоррупционного агентства, в компетенцию которого от правоохранительных органов перешли все функции досудебного расследования соответствующих дел.

В Сингапуре этот процесс начался сверху, когда в 1959 году к власти пришел новый премьер- министр Ли Куан Ю, который сделал в принципе то же самое, что и в Гонконге — отобрал антикоррупционные функции у правоохранительных органов и создал независимое агентство по борьбе с коррупцией.

Была еще революция «белых простыней» в Палермо. На пике процветания сицилийской мафии, когда все и вся были «куплены», но власти города утверждали при этом, что никакой организованной преступности в городе нет и в помине, женщины Палермо однажды вечером решили — у кого в доме нет мафиози, утром пусть вывешивают белые простыни. В итоге правоохранители вынуждены были принимать меры.

О таких трех наиболее успешных примерах гражданской борьбы с коррупцией на учредительной конференции Восточноевропейского отдела Всемирной организации «Парламентарии против коррупции» (GOPAC) рассказала народный депутат грузинского парламента Есадзе Лонда.

Естественно, все вышеизложенное — не более чем хрестоматийно упрощенные примеры. Но они дают неплохую почву для размышлений. Во-первых, очевидно, что начало каждому из антикоррупционных процессов в этих странах положил определенный толчок — сдвиг в сознании одного человека, приход к власти политика с новым мышлением, своеобразный прорыв годами созревавшего нарыва. Может ли Украина или любая другая страна, где проблема коррупции стоит так же остро, позволить себе ждать, пока произойдет что-то подобное? Однозначно нет. Поэтому, создаются все новые антикоррупционные институции, принимаются и предлагаются все новые и новые законопроекты, способные изменить ситуацию. Но вот парадокс: практически все присутствовавшие на конференции отечественные эксперты и народные депутаты нынешнего и прошлого созывов в один голос заявили, что существующей в стране законодательной и институциональной базы вполне достаточно для того, чтобы эффективно противостоять коррупции. И вышли на необходимость все того же импульса — политической и гражданской воли. В итоге практически каждое выступление сводилось к довольно пространному рецепту: нужна ответственная прозрачная власть, программа по морализации общества и т.п.. Впрочем, предлагались и более конкретные шаги: например, народный депутат Сергей Кироянц (внефракционный) считает, что уменьшению взяточничества в правоохранительных органах может поспособствовать сокращение милиции в 10 раз и повышении оставшимся стражам порядка зарплаты в 20 раз. Председатель парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Владимир Стретович полушутливо предложил депутатам попробовать поприсутствовать на вступительных экзаменах в вузах. По его мнению, это вызовет панику в ректоратах высших учебных заведений, и грамотно проведенная кампания в СМИ может вызвать огромнейший общественный резонанс. Директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Игорь Жданов считает, что существенно притормозило бы развитие коррупции упразднение множества лицензионных институтов, через которые должен пройти каждый начинающий предприниматель.

И самое главное: естественно, все очень рассчитывают на новосозданную структуру. Пока трудно сказать, чем и как она будет заниматься, но официально представить ее можно следующим образом: Восточноевропейский отдел Всемирной организации «Парламентарии против коррупции» создан в Киеве 22 февраля. Он объединил шесть стран: Украину, Грузию, Беларусь, Молдову, Армению и Азербайджан. Президентом NISPAC (английская аббревиатура Восточноевропейского отдела организации) избран Владимир Стретович и, согласно принятому уставу, будет занимать эту должность два года. Членами организации могут быть действующие парламентарии, депутаты прошлых созывов, а также люди, победившие на парламентских выборах, но по каким-либо причинам не получившие мандат.

На пресс-конференции по окончании заседания В.Стретович сообщил, что в ближайшее время в Киеве будет открыт офис Восточноевропейского отдела GOPAC, кроме того планируется создание интернет-газеты на шести языках. Отвечая на вопрос о том, как эта организация будет контролировать деятельность правительств, в частности, в Украине, глава отдела отметил, что в планах организации — предавать гласности принятые правительством решения. По его словам, Восточноевропейский отдел будет финансироваться за счет членских взносов, каждый член организации буде платить 1% от суммы своих парламентских доходов. Кроме того, Всемирный банк выразил готовность финансировать деятельность организаций, ведущих борьбу с коррупцией.

В завершение хотелось бы привести слова г-жи Лонды, которыми она продолжила свой рассказ о трех наиболее успешных примерах борьбы с коррупцией в мире: «Несмотря на всю успешность вышеописанных моделей, следует помнить одно. Любую из них и других существующих моделей борьбы с коррупцией в каждой отдельной стране нужно применять с учетом национальной специфики. И здесь существенно усложняет дело то, что нет универсальной дефиниции коррупции. В некоторых странах она воспринимается как уголовное преступление, в других — как элемент теневой экономики, но в некоторых — это часть культуры». О «некоторых особенностях национальной коррупции» «Дню» рассказали присутствующие на конференции парламентарии стран-участниц новосозданной организации (все они вошли в Совет директоров NISPAC):

Людмила ГРЯЗНОВА, депутат Верховного Совета Беларуси 13 созыва, координатор по правам человека Гражданской инициативы «Хартия-97»:

— Наибольшая коррупция в Беларуси — в самых верхних эшелонах власти. Существует коррупция, конечно, и на среднем уровне, но там циркулируют смехотворно маленькие суммы. Поскольку чиновники этого уровня, предприниматели и население очень бедные и не могут давать взятки или расплачиваться за какие-то услуги крупными суммами. И хотя эта коррупция широко распространена, но она незначительна по величине финансового оборота. В отличии от той, которая сверху. Нынешний парламент Беларуси не может бороться с коррупцией, поскольку он не имеет силы парламента, он скорее администрация, которая выполняет те указы и принимает те законы, которые подписываются президентом и им же инициируются.

Евгений ГЫРЛЕ, член экономического комитета парламента Республики Молдова:

— Специфика молдавской коррупции связана с «прозрачностью наших границ, особенно со стороны Украины. Именно через этот участок проходит больше всего контрабанды, именно с ним связана огромная коррупция на всех уровнях, в том числе и в Приднестровской республике. Поэтому мы очень надеемся на сотрудничество в этом смысле с правительством и Верховной Радой Украины. Я лично несколько раз за последние два года побывал уже в разных инстанциях Украины. Сейчас ведутся переговоры с таможенным департаментом вашей страны. Мы заинтересованы значительно уменьшить в ближайшее время поток нелегального ввоза и вывоза товаров из Молдовы через Приднестровье в Украину и Россию. Это очень сильно бьет по экономике нашей республики. И уже привело к тому, что больше половины валового внутреннего продукта Молдовы перешло в «тень». Ведь участок границы между Молдовой и Украиной — это почти треть нашей границы. Я думаю, что совместное участие Украины и Молдовы в этой международной организации сблизит нас и в решении пограничных вопросов и вопросов контрабанды через Приднестровье.

Закария КУЦНАШВИЛИ, первый заместитель председателя юридического комитета парламента Грузии:

— Самая главная особенность грузинской коррупции в том, что она предопределена существующими в стране традициями. У нас зарабатывание денег незаконным путем не считается пока что аморальным. Состоятельные люди, которые могут содержать не только семью, но и соседей и друзей, считаются очень хорошими и порядочными. При этом никого не интересует, откуда у них деньги. Правда, существуют и другие люди, для которых подобный уклад вещей неприемлем. И на этой почве уже возникла целая война менталитетов. Но я уверен, что пройдут годы и те проблемы, которые сейчас стоят перед нашими государствами станут историей.

Али ГУСЕЙНОВ, исполняющий обязанности председателя Постоянной комиссии Милли Меджлиса Азербайджана (парламента Азербайджана) по правовым вопросам, член Постоянной делегации в ПАСЕ:

— Конечно же в Украине и России общее положение дел лучше, чем в Азербайджане. Но я также интересовался в вашей стране зарплатами народных депутатов, судей — ведь это напрямую связано с коррупцией. Плохо оплачиваемые люди не могут говорить о борьбе с коррупцией. Только материально независимые люди могут бороться с этим явлением. И вот в этом смысле в Азербайджане дела обстоят лучше.

Очень интересным мне показалось мнение одного из выступающих на конференции: в парламентских республиках уровень коррупций ниже, чем в президентских. Я, конечно, понимаю, что на уровень коррупции не влияет модель политической системы, но все же, мне кажется, в этом есть доля правды.

P.S. «День» предлагает читателям изложить свой рецепт борьбы с коррупцией в Украине, ответив на ряд вопросов:

— «Война менталитетов» — свойственна ли она Украине?
— В чем специфика отечественной коррупции?
— Кто виноват больше: тот, кто дает — или тот, кто берет?
— Что бы вы посоветовали власти?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать