Чужие телетриумфы

— Что касается самой церемонии, то она была более сдержанной и более деловой, нежели в прошлом году. Было меньше экстравагантных платьев и фраков авангардного покроя. Отчасти, наверно, это — эхо несостоявшейся церемонии (напомним, что церемонию вручения «ТЭФИ-2002» перенесли в связи с захватом заложников на мюзикле «Норд-Ост»).
Теперь попытаемся проанализировать, за что награждают. Скажем, лучшей новостной программой признали «Время». На мой взгляд, это достаточно доступные новости без чрезмерной политизации. Правда, несмотря на то, что эта программа идет на Первом канале, все замечают и подчеркивают, что программа «Время», мягко говоря, куда более лояльна к власти, нежели даже «Вести» государственного телеканала «Россия». То есть это — как бы независимое ТВ, но независимое «в поддержку». Но, по тем или иным причинам, программа «Время» получила приз «Телевизионный Эфир» (а именно так расшифровывается аббревиатура «ТЭФИ») за прошлый год.
Лучшая информационно-аналитическая программа — «Намедни» Леонида Парфенова (НТВ). Программа, которая отличается новым телевизионным языком, в которой ищутся новые слова для определения новых явлений, программа не формальная. Леонид Парфенов — признанный ведущий и, по гамбургскому счету, «Намедни» действительно считается лучшей информационно-аналитической программой, которая, к тому же, во многом и оппозиционна. И такой разброс — между охранительной программой «Время» и в общем либеральной программой «Намедни» — свидетельствует о том, что академики приветствуют политическую полифонию.
В номинации «Публицистическая программа» приз получила программа «Жди меня» Первого канала. Это очень теплая, семейная передача, фактически возрождающая жанр «от тети Вали». И вот эта душевность также приветствуется телевизионными академиками.
Лучшее ток-шоу — программа Михаила Швыдкого «Культурная революция» (канал «Культура»). Это острая культурологическая программа, которая подает столкновения разных точек зрения, дискуссии о содержании российской жизни. Культурный компонент всегда был важным для России. И здесь можно говорить о тенденции обсуждения сущностных проблем культуры и бытия.
Ну, а лучшим интервьюером признан Владимир Познер в программе «Времена» («Первый канал»). И здесь академики отдали должное его такту, образованности, корректности. Лучшим ведущим информационной программы стал Сергей Брилев (программа «Вести» телеканала «Россия»). Это также образец корректного, отстраненного и, в то же время, человечного стиля.
Лучшей просветительской программой в сфере «Искусство и культура» признана программа Марии Шаховой «Дачники» (ТВ-6). Суть проекта в следующем: съемочная группа разъезжает по подмосковным дачам и беседует с представителями как старой русской интеллигенции, так и новой российской культуры. Кстати, просветительские программы были представлены в нескольких номинациях (например, помимо упомянутой, определялась также лучшая научная просветительская программа).
«Спокойной ночи, малыши!» («Россия») названа лучшей программой для детей. Детское вещание считается очень важным в России. И, кстати, не только в России. Скажем, в Америке основной целевой группой для рекламы считаются подростки от 9 до 13 лет, поскольку именно они начинают потреблять все больше. А кроме того, именно в этом возрасте люди воспринимают то, что происходит на телевизионном экране, за чистую монету и цитируют рекламу чаще, чем стихи национальных классиков. Понятно, однако, что детское вещание важно не только для рекламодателей, но и для того, чтобы общество могло продолжать само себя, сохранять свои ценности. И программа «Спокойной ночи, малыши!» завоевала «ТЭФИ» вполне заслуженно.
Ну, а лучшей развлекательной программой был признан проект «Городок» Александра Олейникова и Юрия Стоянова. Здесь академики отдали дань той самоиронии, без которой российское общество, наверно, не смогло бы выжить и пережить все эти трудные времена.
Стоит назвать еще одну номинацию — это специальный приз Академии Российского телевидения, который получил Эдуард Сагалаев. Этот человек очень многим создавал возможности — и людям, и каналам, он был основателем первого независимого телеканала — ТВ-6, он является президентом Московской независимой вещательной корпорации и ряда других телевизионных структур в России. За многие годы работы на ТВ ему удалось сохранить имя и репутацию. За это, в общем, он и получил специальный приз Академии российского ТВ. К сожалению, на украинском ТВ пока нет профессионального сообщества, подобного тому, которое сформировалось вокруг Академии российского ТВ. И мне, например, трудно себе представить подобную церемонию здесь, в Украине (хотя церемоний достаточно много), или хотя бы такое количество номинаций. Просто нет соответствующего телепродукта, он еще не сформирован. Конечно, можно говорить, что «пока нет»: украинское ТВ все же развивается, и понятно, в каком направлении. Уже есть опыт и возможности. Мне кажется, что и журналисты, и творцы украинского ТВ, и те, кто их финансирует, должны всерьез задуматься над тем, что собственный национальный телепродукт (и публицистические передачи, и сериалы и т.д.) очень важен для сохранения общества и государства: именно это является реальной демонстрацией и средством укрепления независимости.
СПРАВКА «Дня»
«ТЭФИ» — главная телевизионная премия России и главный проект Академии Российского телевидения (АРТ). Первая церемония «ТЭФИ» состоялась в мае 1995 года. Нынешний конкурс — восьмой. Победителей премии определяют члены АРТ при помощи тайного голосования. Среди членов Академии — Святослав Бэлза, Евгений Киселев, Владимир Познер (президент АРТ), Эльдар Рязанов, Сергей Капица, Александр Масляков, Эдуард Сагалаев, Николай Дроздов, Марк Захаров, Юрий Сенкевич, Леонид Парфенов, Леонид Якубович, Дмитрий Дибров, Дмитрий Киселев и др.
Выпуск газеты №:
№21, (2003)Section
День Украины