Охота на госпакеты
На этой неделе Фонд госимущества направит в Кабмин перечень предприятий, на управление государственными корпоративными правами которых необходимо расторгнуть договора во исполнение соответствующего поручения Президента Украины Леонида Кучмы от 20 января (премьер-министр Виктор Янукович о его выполнении обязан доложить до 1 марта).
Как сообщает Интерфакс-Украина, первый зампред ФГИ Михаил Чечетов определил нынешний уровень управления корпоративными правами как бессистемный (правительство передавало права различным структурам, в частности облгосадминистрациям, министерствам, а также в коммунальную собственность и даже юридическим и физическим лицам). Чечетов напомнил, что Л.Кучма неоднократно резко критиковал существующую систему корпоративного управления, и назвал это поручение «абсолютно последовательным шагом».
Впрочем, утверждать о наличии у государства последовательной, законодательно обусловленной политики в деле управления своими, а следовательно и всех украинских граждан, корпоративными правами можно лишь с немалой натяжкой. Помнится, область корпоративных прав у Фонда, как не справившегося, полностью отбирали и передавали (по отдельному акту, его копия до сих пор сохранилась в редакции) специальному Агентству, руководимому Олегом Тарановым, которое с этим делом также не справилось и было ликвидировано. В результате Фонд возвратил себе государственные права и впоследствии терял их уже не одномоментно, а по отдельным постановлениям различных правительств.
Последнюю каплю в «последовательный» ход корпоративной госистории Украины добавило постановление правительства о передаче «Нефтегаза Украины» (с целью единого подхода и координации деятельности предприятий нефтегазового комплекса) в управление Минтопэнерго, принятое на заседании 15 января (без согласования с Президентом) и впервые «разглашенное» министром топлива и энергетики Сергеем Ермиловым через четыре дня во Львове. Это решение было воспринято более чем неоднозначно. Эксперты в один голос говорили о негативных его последствиях. Так, руководитель информационно-аналитического департамента финансовой компании «Сократ» Владислав Остапенко, высказывал опасения, что «в руках «господ министров» окажется судьба новых направлений бизнеса, которые начал развивать «Нефтегаз Украины», в частности выход на розничный рынок нефтепродуктов». Как считает эксперт, нельзя сворачивать с намеченного пути: зачем добровольно и полностью отдавать этот рынок российским компаниям, которые и так занимают на нем монопольное положение.
Корпоративная «инициатива» Минтопэнерго дала Президенту непосредственный повод в очередной раз задуматься над тем, кто и каким образом управляет в нашей державе ее правами и пользуется деньгами, которые должны бы проистекать из этих все еще огромных прав. Поэтому он принял решение не только по «Нефтегазу», но и высказался в отношении госкорпоративных прав вообще. И можно предположить, что Фонд госимущества «торжествует» ныне в этой схватке отнюдь не потому, что каким- то образом доказал свое умение эффективно использовать корпоративные госправа или предложил для этого надежную модель: специализированный департамент Фонда, о котором говорил днями Чечетов, очень хорошо вписывается в рубрику «это мы уже проходили». И сразу же навевает воспоминания о ярких примерах «теневой» приватизации, в которых проявилась беспомощность Фонда: «Росава» и «Донбассэнерго». Больше того, весьма сомнительно, чтобы во ФГИУ с большой радостью восприняли вновь переданную ему ответственность, к примеру, за отношения «Нефтегаза» с бюджетом. Возвращая «права» непосредственно ему подчиненному Фонду, Президент, вероятно, просто надеется, что ими хотя бы не будут распоряжаться у него за спиной. Ведь понятно, что руководители таких стратегических предприятий, как «Нефтегаз Украины» и дальше будут иметь непосредственный доступ к Президенту, оговаривая с ним все важнейшие решения, а роль любого органа, созданного в недрах Фонда, так или иначе сведется к статистическим функциям.
Выпуск газеты №:
№15, (2003)Section
День Украины