Лекарство от недееспособности
Кто научит нас управлять деньгами![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030128/415-5-1_0.jpg)
Счетная палата вынесла очередной вердикт МОЗ. Во время проверки аудиторы обнаружили правонарушения при использовании средств госбюджета на сумму 27 млн. 238,6 тыс. грн. Кроме этого, как сообщает Интерфакс-Украина, не по целевому назначению было использовано 25 млн. 793,4 тыс. грн., а неэффективно — еще 2 млн. 280,8 тыс. грн. Общий счет и вовсе обескураживает: 55 млн. 312,8 тыс. грн. (47,1% общей суммы бюджетных назначений на 2001 год и 9 месяцев 2002 года) канули в Лету.
К слову, минувший год ознаменовался для министерства еще парочкой неприятных историй — например, возбуждением уголовного дело по факту закупки просроченных вакцин против гриппа и выдачей лицензии ОАО «Фармак» на производство инсулинов, которые в Украине ассоциируются лишь с заводом «Индар». В первом случае дело до сих пор лежит в прокуратуре, а неправомерное лицензирование Счетная палата расценила «как нецелевое и произвольное» использование бюджетных средств.
Надо сказать, что подобные данные в последнее время стали своеобразной визитной карточкой министерства. Глава профильного комитета ВР Николай Полищук на дне правительства, посвященном здравоохранению, подчеркивал, что аргументы бывшего министра Виталия Москаленко в стиле «не сделали, потому что не было денег» далеко не всегда оправданы. Так как та же Счетная палата в прошлом году заявила о том, что незаконно было использовано 17,5 млн. гривен. Что в сумме с неэффективным (18 млн. 955 тис.) и нецелевым (639, 9 тыс.) составляет почти половину бюджетных денег, выделенных в 2000 году на здравоохранение. Тогда, правда, министр утверждал, что далеко не со всеми показателями можно согласиться, и апеллировал к оптимистичной статистике, вызывавшей иронию у многих экспертов: послушав цифры, можно подумать, что мы живем в Швейцарии или Голландии.
Сейчас в Минздраве данные Счетной палаты комментировать отказываются — говорят, что это дела давно минувших дней, и оценивать их может только бывший министр, собственноручно подписывавший абсолютно все документы. В то же время заведующий секретариатом комитета ВР по вопросам здравоохранения материнства и детства Владимир Рудой убежден в том, что валить все шишки на министерство по меньшей мере некорректно. Вина лежит и на Кабмине, который не отработал стратегию программно- целевого подхода к бюджетным средствам. По его мнению, деньги должны быть точно распределены по всем 20-ти существующим программам, а за их траекторией должны следить, в первую очередь, региональные управления здравоохранения. Зато вопрос нецелевого использования средств поднимался уже давно. Главврачи больниц и поликлиник с полной ответственностью заявляют, что спокойно могли бы обойтись, как минимум, без половины своего персонала. Мол, если за дело возьмутся пять профессионалов вместо 14-ти, которым целыми днями нечем заняться, то все окажутся в выигрыше — пациенты будут получать гарантированно квалифицированную помощь, а врачи — хорошую зарплату. Но несмотря на эти заявления, никто пока не спешит с адаптацией к медицине закона о покупке услуг на государственные деньги. Сейчас им пользуются лишь при приобретении лекарств и оборудования. В то время как, к примеру, в Чехии и Польше больницы заключают контракт с государством на предоставление тех или иных медицинских услуг — лишь соответствие лечебных учреждений стандартам предоставления медицинской помощи дает им право претендовать на бюджетные деньги. Разумеется, что за него между провайдерами возникает жесткая конкуренция, стимулирующая естественный отбор.
В Украине естественный отбор связывали с введением общеобязательного медицинского страхования. И многие именно под эгидой этого и лоббировали принятие законопроекта в третьем чтении. Как известно, мнения по поводу самого медицинского страхования в Украине расходились коренным образом — кто-то считал, что это практически панацея, а кто-то — что лишь дополнительный налоговый пресс. Кстати, эксперты Мирового банка на состоявшемся недавно «круглом столе» склонялись к тому, что в нынешних условиях введение общеобязательного медицинского страхования и вовсе уничтожит здравоохранение в стране. Во- первых, потому, что в данном случае интересы из плоскости экономической все больше переходят в политическую; во-вторых, потому, что фонд потребует средства на административные нужды. И наконец, на первых порах отсутствие положительных результатов приведет к тому, что никто не будет платить дополнительный налог.
Впрочем, так многие считают и у нас. Исполнительный секретарь ассоциации психиатров Семен Глузман, принимавший активное участие в тематических «круглых столах», утверждает, что дополнительные финансовые вложения в украинское здравоохранение не имеют смысла, так как не могут оживить умирающую систему. И Министерство здравоохранения без посторонней интеллектуальной помощи не может подготовить и осуществить сценарий эффективной реалистической реформы. Существует, по его мнению, лишь один способ выхода из тяжелейшей ситуации — необходимо создать специальный мультидисциплинарный Совет при Минздраве, включающий в себя специалистов по экономике, демографии, социальной политике, праву, социологии. Но самое главное — административно и финансово независимый от Минздрава.
Выпуск газеты №:
№15, (2003)Section
Общество