О мифах антикоммунизма и перспективах коммунистической идеи в Украине
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030116/47-4-1_0.jpg)
Сама постановка вопроса является некорректной и провокационной. Вполне очевидно, что изначально задается алгоритм ответа, основанный на испытанном антикоммунистическом приеме: мол, если есть проблема «трансформации» КПУ в партию «европейского типа», значит, в настоящий момент она таковой не является; вся ее деятельность носит «неевропейский», то есть недемократический, нецивилизованный характер. А потому для противников левой идеи сама формулировка вопроса превращает его в риторический, а не в дискуссионный, для коммунистов и их сторонников — в изначально неприемлемый. Поскольку Компартии Украины под прикрытием словесной шелухи предлагается отказаться от принципиальных для коммунистов позиций. Во-первых, в демагогических рассуждениях о «европейской партии» видится стремление отвести партии трудящихся роль прислужницы буржуазного государства, кланово-олигархических групп, диктующих Украине политический и социально-экономический курс в своекорыстных интересах. Во-вторых, за «европейскостью» кроется желание отвлечь внимание коммунистов и их сторонников от интеграционных процессов на постсоветском пространстве, участие в которых не только в историческом плане, но и в контексте сегодняшнего миропорядка является для Украины жизненно необходимым.
Далее. Хочется спросить у инициаторов дискуссии: а по каким критериям Компартия Украины не соответствует европейским стандартам? На кого она должна ориентироваться? На «партию европейского типа» в одеждах объединенных эсдеков, претендующих безосновательно и безрезультатно на идейное родство с партиями Социнтерна, лидеры которого открещиваются от навязываемого родства? Или на искусственный партийный конгломерат так называемого парламентского большинства — эту многоотраслевую политическую корпорацию под названием «партия власти»? Извините, как говорят, но такие ориентиры не для КПУ. Ведь совершенно очевидно, что большинство нынешних украинских партий и партиек, полностью (или почти) зависимых от криминально-олигархической власти и с сомнительными источниками финансирования, не имеющих широкой социальной поддержки, общественно значимой программы, четкой идеологии, не могут серьезно рассматриваться в системе нынешних общеевропейских социальных, экономических, политических стандартов и тенденций.
На этом фоне становится вполне понятным, почему авторам затеянной бесперспективной дискуссии так не по душе Компартия Украины. Их, видимо, до зубовного скрежета раздражает то, что партия имеет жизненно выверенную программу обустройства страны, на всех уровнях отстаивает национальные интересы, а потому получает поддержку искренних патриотов Украины.
Нет сомнения, что авторы тезиса о «неевропейскости» КПУ хотят видеть в ней партию «от выборов до выборов», то есть действующую лишь в рамках парламентаризма. Коммунисты отнюдь не исключают значение работы в Верховной Раде, о чем свидетельствуют их многие законодательные инициативы в парламенте. Но Компартия Украины является партией авангардного типа, выражающая и отстаивающая повседневно и не только в стенах парламента интересы не отдельных корпоративных групп, а значительной части украинского общества. В отличие от разношерстных партий олигархов, ухитрившихся разворовать, продать с молотка страну, перекачать незаработанные деньги в швейцарские банки, обучать своих детей в дорогих европейских и заокеанских университетах. Это и есть тот самый «европейский выбор», который они сделали для себя за счет миллионов обездоленных.
А потому партия, имеющая иные представления о социальных, моральных ценностях, связывающая свою судьбу и перспективы своей страны не с кучкой богатых, а с миллионами тех, кого обокрали, для кого рабский труд на самых непрестижных работах в зарубежье стал единственным источником существования, объявляется новыми «хозяевами жизни» партией, как пишет «День», «если не позавчерашнего, то, по крайней мере, вчерашнего дня».
Это один из наиболее расхожих антикоммунистических штампов, который активно навязывается обществу. В свое время нынешний советник Президента М.Погребинский даже подсчитал: «еще две каденции, и КПУ потеряет свою избирательную базу» («День», 07.09.2001). Если следовать такой логике рассуждений, то совершенно очевидно, что именно политика, направленная на стремительное вымирание нации, маргинализацию и люмпенизацию населения Украины, как нельзя на руку тем, кто жаждет лишить коммунистов влияния в массах. Цель такой политики — побыстрее свести в могилу поколения, помнящие советские времена; поколения, которые могут сравнить их с ужасом и одичанием нынешней «незалежной» Украины, донести до своих детей и внуков правду отечественной истории. То есть читателей подталкивают к такому выводу: отойдет в мир иной старшее поколение — не будут востребованы и коммунистическая идеология, и практика.
Совершенно ясно, что для успешного продвижения украинского общества вперед нужно, прежде всего, восстановить нормальные условия жизни для миллионов наших соотечественников, гарантировать им достойные оплату и условия труда, обеспечить надежную социальную защиту. Но это отнюдь не означает, что по мере преодоления кризиса и роста благосостояния украинских граждан социальная база партии будет неуклонно сужаться, в чем стремятся убедить общество апологеты антикоммунизма. Например, в сегодняшних Франции, Италии, Швеции или Финляндии уровень благосостояния граждан на несколько порядков выше, чем в Украине. Тем не менее, компартии этих стран имеют свой стабильный электорат, значительную часть которого составляют молодые люди. Тенденция к омоложению рядов наблюдается и в Компартии Украины. И объясняется это не только житейским неустройством нынешней молодежи. Хочется этого кому-либо или нет, но, несмотря на титанические усилия нынешней власти разорвать связь поколений, переписать историю заново, дискредитировать советский строй, сознание юношей и девушек в значительной мере формируется на жизненном опыте отцов и дедов, для которых социализм был не абстрактным идеалом, а созиданием справедливого, честного, морального, общества.
При всех коллизиях исторического развития Украины коммунистическая идеология — идеология гуманизма — была, есть и будет важным компонентом общественного сознания. Так что любителям вычислять темпы ее угасания в Украине уровнем смертности населения не стоит тратить силы понапрасну.
Коммунистов часто упрекают в чрезмерной идеологизации жизни, неумении или нежелании «поступиться принципами». Но на чем еще может базироваться деятельность политической партии, как не на системе идей и взглядов, то есть на идеологии, без которой невозможно обосновать предлагаемый обществу путь прогресса? Не потому ли правящая верхушка и ее прислужники в течение десятилетия так и не смогли выработать адекватные чаяниям большинства народа идеологию и стратегию общественного развития, подсовывая ему взамен принципы, отражающие не общенародные, государственные интересы, а корпоративные или личные (читай —шкурные)?
Каковы идеологические постулаты, объединяющие сегодня так называемое парламентское большинство, раздираемое непрекращающейся борьбой интересов различных партий, кланов и групп влияния, и исполнительную власть, тщетно пытающуюся в течение десятилетия сформулировать некую «национальную идею»? Вопрос, конечно, риторический, но отнюдь не праздный. Ведь именно они сегодня пытаются навязать стране бесперспективную стратегию общественного развития и стремятся воплотить ее в жизнь. Бесперспективную, потому что как раз партии, претендующие на «европейскость», унизили Украину и опустили ее в глазах Европы и мировой общественности до уровня изгоя. Это для Украины характерны кровоточащие социальные язвы, наркомания, коррупция, взяточничество и торговля людьми.
Что касается механизма принятия объединительной для Украины идеи или системы идей, то он достаточно прост и неоднократно апробирован европейскими странами — это всенародные референдумы по основополагающим принципам политического, социального устройства общества и государственного строительства. Именно коммунисты неоднократно инициировали сбор подписей за проведение референдумов по этим вопросам. Но имитирующая свою «европейскость» власть всегда находила причины для блокирования подобных инициатив, прибегая, например, к ставшему классическим примером верха цинизма и беззакония Всеукраинскому референдуму по вопросам политической реформы. Спрашивается: отвечает ли Компартия Украины, апеллирующая к столь популярным в Европе нормам прямой демократии, «европейским стандартам»? Ответ для здравомыслящих: отвечает!
Еще одним из наиболее расхожих пропагандистских мифов является обвинение коммунистов в том, что они якобы враждебно относятся к самому факту провозглашения независимости Украины, занимают антипатриотические позиции. Тот же «День» более года назад (07.09.2001) всерьез обсуждал вопрос: «Украинский коммунизм и независимость — есть ли точки соприкосновения?».
Наши оппоненты злонамеренно искажают суть позиции КПУ, пытаясь представить наши выступления против политики нынешнего режима как отрицание независимости Украины. Это, мягко говоря, подтасовка. Мы действительно выступаем против режима, рассматривая его политику не только как антинародную, но и как антинациональную, а значит — и антигосударственную. Однако власть предержащие и «европейские» партии умышленно замалчивают тот факт, что борьба коммунистов против преступных действий Президента и его окружения ведется с целью смены политической системы власти, курса экономических реформ и ни в коей мере не угрожает государственному суверенитету. Да, коммунисты выступали и выступают за максимально тесную политико-экономическую интеграцию бывших советских республик, а ныне независимых государств, которая вовсе не означает потерю Украиной независимости. А вопрос о создании нового Союза должен решать сам украинский народ. Но уже сегодня важно понять, что глобализация, стремление транснациональных компаний доминировать в мировом масштабе, создание межгосударственных корпоративных организаций и т.п. — реалии сегодняшнего дня, имеющие под собой политическую, экономическую и идеологическую подоплеки. А потому зацикливание на уровне бумажной независимости, за которой легко читается девиз «Геть вiд Москви!», играет на руку тем, кто хотел бы лишить Украину выгодных политических, экономических и культурных связей на постсоветском пространстве.
Что же касается провозглашаемых властью устремлений в европейские структуры, то уже давно и всем ясно, что Запад придерживается по отношению к Украине стратегии «ограниченного суверенитета», рассматривая ее как неравноценное государство, отношения с которым не могут строиться на равноправной основе. Запад постоянно выдвигает к Украине высокомерные требования и капризные претензии, которые не потерпела бы ни одна страна в мире, навязывает зависимый тип экономики, отводя ей роль сырьевого придатка и дешевой рабочей силы. Но официальный Киев с угодливым раболепием удовлетворяет их, несмотря на то, что очень часто это не только ущемляет суверенитет Украины, но и откровенно унижает достоинство украинского народа.
Если говорить о европейском выборе, то коммунисты воспринимают его как необходимость построения демократического государства, в котором права и свободы трудящихся, всех граждан будут не только декларироваться, но и реально гарантированы. Вместе с тем мы категорически против привнесения в сознание и духовность тех «евроценностей», которые разрушают внутренний мир человека и цивилизационный код нашего народа.
Несомненной заслугой коммунистов перед украинской государственностью является их постоянная и непримиримая борьба с национализмом (не путать с национальным самосознанием, национальной самоидентификацией). Исторически доказано, что националистическая модель государства обречена на поражение, а народам национализм уже принес и, к сожалению, еще способен принести множество бед. Коммунисты продемонстрировали свои приоритеты, организовав победу народа над фашизмом. Однако нынешний режим все еще рассчитывает разыграть националистическую карту, хотя и должен понимать, что национализм с его ксенофобией и человеконенавистничеством в многонациональной Украине неизбежно приведет к нестабильности, межэтническим конфликтам и, в конечном итоге, — к развалу самого государства. И коль уж зашел разговор о «европейскости», то важнейшим ее признаком, как известно, считается категорическое неприятие каких-либо проявлений национализма, шовинизма и ксенофобии. Компартия Украины, которая ведет последовательную и непримиримую борьбу с национализмом и шовинизмом, и с этих позиций выглядит вполне европейской партией.
Как бы ни хотелось кое-кому это отрицать, но именно в Советской Украине при коммунистах были созданы все необходимые предпосылки для ее государственности, преемственности культуры и традиций. Поэтому абсурдными и нелепыми выглядят сегодня попытки игнорировать недавнее историческое прошлое, отрицать свое родство с ним, желание писать историю современной Украины с «чистого листа» или связать провозглашение независимости с «делами давно минувших дней, преданьями старины глубокой». Отрицание исторического опыта последних десятилетий уже привело к катастрофическим провалам во внешней и внутренней политике. Компартия сегодня является тем связующим звеном, которое соединяет прошлое, настоящее и будущее нашего государства. И если проблему государственности рассматривать не с хуторянских позиций и не в системе, ограничивающей свободу личности националистическими понятиями и ценностями, то Компартия, последовательно борющаяся за достойную жизнь трудящихся, а, следовательно, за достойное место Украины не только в европейском, но и мировом сообществе, является и подлинно демократической, и государственнической, и патриотической партией.
Выпуск газеты №:
№7, (2003)Section
Политика