Метро в регионах
В Харькове — реальность, но...В Харькове — реальность, но...
...Нужно в небогатом городском бюджете «найти» 2 миллиона гривен. Это при том, что горсовет финансирует инженерные работы и благоустройство территорий, связанных с метрополитеном, но не входящих в смету. А на следующий год взнос города должен быть еще большим — 15 млн. грн. Едва ли не впервые обладминистрация рассчитывает на большую благотворительную помощь со стороны Южной железной дороги — 3 миллиона гривень. Начальник железной дороги Виктор Остапчук должен выделить их до 10 декабря. Об этом говорилось на совещании по выполнению комплекса работ на втором пусковом участке третьей очереди Харьковского метрополитена, проходившем в кабинете председателя облгосадминистрации Евгения Кушнарева за закрытыми дверями. Решался основной и достаточно деликатный вопрос о поручении доставать деньги.
«День» поинтересовался у В. Остапчука, как он расценивает вышеизложенную «просьбу».
— Резко негативно, — ответил Виктор Николаевич. — Денег нет. Просьба была бы приемлема, если бы не такой короткий срок. В течение полугода мы бы нашли средства, согласовав этот вопрос с министерством.
Финансирование — самое главное условие нормального строительства. В прошлые годы из-за отсутствия средств работы прекращались на многие месяцы. Этот, в общем небольшой, участок (2,55 км с двумя станциями) строится с 1995 года. А сдать его необходимо в 2004 году, к 350-летию Харькова. Если сейчас предусматривалось освоить на пусковом участке 29,3 миллиона гривен, то в следующем году эта сумма возрастет в два раза, а с необходимостью погашения кредитов банков — до 76,1 миллиона. Будут деньги — будет метро.
...В Донецке — мечта, но...
...Метро городу необходимо. Это понимают сегодня все. Ведь столица Донбасса как-никак насчитывает более миллиона жителей, что уже является необходимым фактором для постройки метрополитена. Народный депутат, полномочный представитель фракции «Регионы Украины» Владимир Рыбак, экс-мэр Донецка, в свое время указывал на необходимость постройки метро еще и в том плане, что необходимо куда-то девать трудоспособное население, работающее на закрывающихся нерентабельных шахтах. Однако в Донецке численность населения уже давно перешагнула за миллионную отметку, а метро еще не построено. На это существуют объективные причины: Донецк — город шахт и в связи с этим фактором у строителей сразу же возникают дополнительные проблемы. Сам проект разрабатывался еще во времена Советского Союза.
Проект стартовал в 1991 году. Ввод метрополитена в эксплуатацию намечался, согласно проекту строительства, в 2000 году. Однако действительность внесла свои коррективы. На сегодняшний день на сооружение первой линии метро требуется около 445 миллионов гривен. Для обеспечения передвижным составом подземных линий нужно еще 335 миллионов гривен. Пока же метростроевцы не располагают и половиной этой суммы.
В целом интересная ситуация складывается с кадровым вопросом. Уволившемуся с закрытой шахты горняку сегодня достаточно одного дня на сдачу экзамена по технике безопасности, и он может полноценно считать себя метростроителем. Однако парадокс: компания «Укруглереструктуризация», в прерогативу деятельности которой входит и создание новых рабочих мест для горняков, вкладывает деньги в строительство кирпичных заводов и других не очень востребованных производств. И разрабатывает проекты для переобучения горняков. А ведь если подумать, то нетрудно понять, что все вложенные в метро средства остаются в регионе, что уже является немаловажным фактором.
В текущем году метростроевцы рассчитывали на 20 миллионов гривен бюджетных ассигнований и еще 10 миллионов гривен от «Укруглереструкуризации» за трудоустройство шахтеров с закрывающихся шахт. В настоящее время метростроевцы готовы принять в свои ряды около 2000 человек. Это могло бы в значительной мере повлиять на социальный климат тех районов Донецка, в которых расположены преимущественно предприятия угольной отрасли. Если все будет в порядке и метрополитен в Донецке заработает в полную силу, то можно предположить появление новых торговых центров, рынков, магазинов, где будут заняты еще сотни дончан.
Итак, сроки обретения Донецком метрополитена несколько сместились. По самым оптимистическим прогнозам, линия «Пролетарская — Киевская» откроется для пассажиров в 2005 году. Однако, по мнению начальника Донецкой дирекции строящегося метрополитена Виталия Шаталова, в том случае, если сохранятся теперешние темпы финансирования, то «смещения сроков» можно ожидать еще года на два.
Выпуск газеты №:
№228, (2002)Section
Общество