Гетман украинской музыки
Так называли современники представителя казацкого рода — Николая ЛысенкоВыдающийся пианист, хоровой дирижер, композитор, родился 20 марта 1842 года в с. Гриньки (Полтавская область). Николай Витальевич происходил из старинного казацкого старшинского рода. Получил блестящее образование. Окончил Киевский университет — природоведческий факультет. Защитил кандидатскую диссертацию по биологии (о размножении нитчатых водорослей). Ему прочили блестящую карьеру ученого, предлагали остаться преподавать, но Лысенко выбрал себе другой путь, связав свою жизнь с музыкой. После учебы в Лейпцигской консерватории (класс фортепиано) его называли пианистом-виртуозом. Учился у Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Он организатор хоров, пропагандирующих украинскую музыку. Сфера интересов Николая Витальевича огромна. Он создал Общество любителей музыки и пения, работал в Юго-Западном отделении Российского географического общества. Был человеком высокой эрудиции, энциклопедистом и многогранно одаренной личностью. Один из первых интерпретировал «Кобзар» Шевченко, делал обработки народных песен, автор 10 опер, вокальных произведений, сонат, рапсодий, сюит, полонезов, ноктюрнов, основатель музыкально-драматической школы. Обладал незаурядным литературным талантом. Написал фольклорные работы — «Дума про Хмельницького і Барабаша», «Про торбан і музику пісень Відорта», «Народні музичні інструменти на Україні». И это далеко не полный перечень интересов и деяний Н. Лысенко.
Данная статья — не научный труд, а штрихи к его биографии, попытка посмотреть на нашего классика с позиций сегодняшнего дня. Мы, вместе с читателями, попытаемся понять, как формировался талант музыканта, прославившего украинскую нацию? Рассказать малоизвестные факты о творческой, преподавательской и общественной деятельности, радостях и печалях, семье, друзьях, соратниках и недругах Николая Витальевича.
Более полстолетия Лысенко отдал композиторской деятельности, написав свыше тысячи самобытных, разнообразных по форме, объему и значению сочинений, но композиторский труд никогда не приносил ему материальных выгод. Содержать семью он мог только за счет преподавательской деятельности. Массу времени тратил на частные уроки и преподавание музыки в Институте благородных девиц. Лишь ночами мог заниматься своим любимым делом — сочинять музыку.
Часто, когда произносится имя Николая Лысенко, то первым, что приходит на ум, — его эпохальная опера «Тарас Бульба» — вершина украинской классической музыки. Но ведь он автор опер: «Энеида», «Утопленная», «Ноктюрн», «Рождественская ночь», «Коза-дереза», «Пан Коцкий», «Зима и Весна», которые ныне редкие гости на сцене. Парадокс, но самое популярное произведение композитора — опера «Наталка Полтавка», в принципе, не авторское сочинение в чистом виде. До лысенковской версии существовало несколько вариантов этой народной оперетты. Несколько музыкальных фрагментов сочинил сам автор пьесы — Иван Котляревкий, использовались песни Маруси Чурай (в том числе и знаменитые «Віють вітри»). Николай Витальевич сам говорил: «Я уклав і упорядкував клавір». Он дописал предисловие к первому изданию, выбрал наиболее популярные украинские мелодии, дополнил сочинение развернутой увертюрой и создал фортепианный клавир. До сих пор неизвестно, сам ли Лысенко оркестровал эту оперу.
ТАРАС
В книге «Воспоминания сына» Остап Лысенко написал, что 35 лет, почти всю творческую жизнь, его отец думал над судьбой своего любимого «детища» — оперой «Тарас Бульба». Еще в 70-х годах у Николая Витальевича родилась идея создания народной оперы. Намерение окрепло, когда отец вместе с археологической экспедицией побывал на месте бывшей Запорожской Сечи. После той поездки решил написать оперу по знаменитой повести Гоголя. Его восхищала несломленная сила воли, мужество, отвага и беззаветная любовь к родине Бульбы. С 1880 по 1890 гг. вместе с Михаилом Старицким (автором либретто) он работал над оперой. Петр Чайковский предлагал помощь в постановке «Тараса Бульбы» в Петербурге, но композитор не согласился, считая, что опера о национальном герое сначала должна быть показана в Украине. К сожалению, ни Лысенко, ни Старицкому не суждено было при жизни увидеть своего «Тараса Бульбу» на сцене. Только в 1924 году в Харькове впервые поставили оперу, а в Киеве — в 37-м.
Композитор полностью завершил оркестровку оперы. Но из-за того, что у Лысенко не было дирижерской симфонической практики, после смерти композитора пришлось делать редакции оперы. Долгие годы не могли найти авторской партитуры. Оказалось, Николай Витальевич передал ноты для издания в фирму «Леон Идзиковский» — знаменитое в тот период не только в Киеве, но и во всей Европе музыкальное издательство. А когда семья Идзиковских эмигрировала в Польшу, митрополит Андрей Шептицкий выкупил весь украинский фонд. В том числе там оказалась и рукопись Лысенко. После смерти владыки УГКЦ, во Львове, разбирая архив, натолкнулись на эти уникальные раритеты. Партитуру передали на хранение в нотный отдел Львовской публичной библиотеки.
Мы привыкли считать «Тараса Бульбу» народной музыкальной драмой. А Николай Витальевич во главу угла ставил трагедию Тараса и Андрея о раздвоении личности и искусственном столкновении двух народов. Посмотрите на окружение Лысенко: Тадей Рыльский, Данила Антонович, Борис Познанский — поляки. Его волновала тема украинца, которого пытались ополячить, и поляка, сознательно служившего украинской культуре. Старицкий и Лысенко создали первую украинскую оперу о национальном герое. Именно поэтому авторы изменили финал и не «убивали» своего Тараса.
К сожалению, не увидела свет постановка Леся Курбаса. Очень интересные декорации сделал Анатолий Петрицкий. В 1919 году Киев захватил Деникин. Театр сгорел, остались лишь эскизы декораций. А в 30-е перед Львом Ревуцким, Борисом Лятошинским и Максимом Рыльским советская цензура поставила задачу: изменить финал, приведя оперу к гоголевскому первоисточнику, когда Бульбу сжигают. Поэтому ныне существуют несколько вариантов этой оперы.
ОЛЬГА
Имя Ольга можно назвать знаковым для Лысенко и его потомков. Николай Витальевич имел двух жен, и обеих звали Ольгами. А у нынешнего Лысенко-младшего, праправнука композитора, мать — Ольга Всеволодовна. Николай Витальевич официально был женат на Ольге Оконор, своей племяннице, которую знал с детства. Она была младше Николая на десять лет. Судя по воспоминаниям людей, хорошо ее знавших, была очаровательной девушкой. Сохранилось четыре письма Ольги к Николаю в Лейпциг, которые вскоре будут опубликованы в №3 журнала «Музыкальный архив». Публикация прольет свет на некоторые неизвестные страницы биографии композитора. Сколько в тех письмах любви, тепла! У Ольги было прекрасное сопрано. К сожалению, семья Оконор страдала наследственным психическим заболеванием. И с молодых лет Ольга Александровна была подвержена депрессиям, приведшим впоследствии к нервным срывам. Она перестала петь. Существует мнение, что драма «Блакитна троянда» Леси Украинки — именно о проблемах семьи Лысенко.
В официальном браке у Николая Витальевича не было наследников. С Ольгой Антоновной Липской, ставшей его гражданской женой, композитор познакомился во время концертов в Чернигове. Пять лет Николай Витальевич вел двойную жизнь. За тот период у них родилось трое детей. Свою беременность Ольга Антоновна тщательно скрывала от посторонних, уезжая рожать в Петербург, под предлогом занятий на фортепиано. Судя по всему, сильный нервный срыв Ольги Александровны произошел, когда она узнала о сопернице. Около года ей пришлось лечиться в клинике. Н. Лысенко супругу не оставил, всячески морально и материально поддерживая. Они общались, вплоть до смерти композитора. Кстати, Ольга Александровна как официальная жена получала за него пенсию. Долгие годы она преподавала в детском приюте Покровского монастыря. Точная дата ее смерти неизвестна, где-то 30-е годы, то есть она намного пережила своего супруга.
Гражданская жена композитора — Ольга Антоновна — подарила ему счастье отцовства — семеро детей (пятеро выжили). Удивительно, первой супруге Лысенко посвятил 11 произведений, а матери своих детей — ни одного. Есть предположение, что один из романсов Николай Витальевич написал под впечатлением смерти Ольги Антоновны в 1900 году, но документального подтверждения этому факту нет.
СОРАТНИКИ
Драгомановы, Косачи, Старицкие — вот три семьи, которые долгие годы не только жили рядом, но их связывали родственно- дружеские отношения с Лысенко. У всех было огромное количество детей. Казалось бы, Олена Пчилка, Михаил Старицкий — писатели, а украинским диктантом занимался со всей ребятней Николай Витальевич. Композитор был вдохновителем «Плеяды» — союза молодых литераторов, созданного Лесей Украинкой. Он был человеком, вокруг которого концентрировалась интеллигенция. Вместе с Александром Кошицем организовал филармоническое общество «Боян». Лысенко был активным членом Литературно-артистического общества, основателем и председателем совета старейшин Украинского клуба. Он оказался в центре интереснейшего поколения.
ШКОЛА
Сегодня мы называем Николая Лысенко композитором, но его официальный статус — педагог. Этим он зарабатывал не только на жизнь, но и на издание своих сочинений. Во время празднования 35-летия творческой деятельности Николая Витальевича общественностью были собраны четыре тысячи рублей для приобретения дачи или хутора, так как у Лысенко не было никакой собственности после 1861 года. Их семья разорилась. Кстати, Николая даже исключали из университета за неуплату. Впоследствии, всю жизнь, он был средне обеспеченным человеком. Основным источником доходов композитора была преподавательская деятельность в Институте благородных девиц и частные уроки музыки. Все квартиры Лысенко снимал. Когда же появилась возможность купить дом — отказался, а собранные деньги использовал для открытия школы.
Много лет композитор мечтал о настоящей музыкально-драматической школе, о талантливых учениках, которым бы мог передать свои знания. Еще в 1868 году он написал из Лейпцига своим родным: «Потрібна школа, потрібна негайно, і така школа, яка б мала народні рідні основи, бо інакше вона дасть, як усе у нас, блеклий колір з іноземними рум’янами». Но воплотить в жизнь свою мечту удалось только в 1904 году. Лысенко арендовал небольшой одноэтажный дом с мезонином на ул. Большой Подвальной, 15. Укомплектовал необходимые инструменты, пригласил работать прекрасных педагогов. С первых дней Лысенко считал, что в его Музыкально-драматической школе должны воспитываться актеры и музыканты для украинской сцены. «Виростуть, зміцніють крила у наших орлят. Навчимо їх літати, і понесуть вони людям пісню і могутнє слово, що будять думку, зогрівають серце. Хіба для цього не варто кинути все інше і цілком віддатись школі?» — говорил Лысенко своему другу, известному певцу Александру Мишуге.
По воспоминаниям Остапа Лысенко, Николай Витальевич считал себя непрактичным человеком, без административной жилки, но, несмотря на это, он сумел сформировать вокруг себя лучшие педагогические силы. В основу учебного процесса школы были положены программы Санкт-Петербургской консерватории и Московского театрального училища. Впервые был открыт класс бандуры, в котором преподавал Иван Кучугура-Кучеренко. Уже в первый год в лысенковской школе обучалось более трехсот учеников. Она не имела дотаций и существовала только за счет платы за учебу. Большинство учащихся — люди среднего достатка и бедняки. Когда не хватало средств на оплату труда педагогов, Лысенко влезал в долги, брал кредиты и как-то выкручивался. С разных концов Украины тянулась талантливая молодежь, а вскоре многие ученики продолжат лысенковское дело, внесут свой вклад в развитие украинской культуры.
КЛУБ
Тяжелым для композитора выдался 1905 год, прокатилась волна реакции по всей стране. «Треба нам, діячам культури, об’єднатися в ці важкі часи, спільно, дружно нести знання, слово і пісню людям», — говорил Лысенко Садовскому. Вместо ликвидированного властями Литературно-артистического общества через три года композитору удалось создать Украинский клуб, который стал культурно-образовательным центром и первой легальной украинской общественной организацией. В клубе проводились литературные и музыкальные вечера, читались лекции. Выступали известные писатели, актеры, певцы, музыканты, художники. Проходили репетиции хора, занятия детской и спортивной секций. Организовывались выставки, заработала библиотека. Активная работа клуба не нравилась властям. Посыпались доносы, в которых его называли «ячейкой сепаратизма, мазепинства, расшатывающего устои существующего строя». Во время ревизии библиотеки «чины» увидели зарубежную периодику и книги, которые посчитали запрещенными на территории Российской империи. Этот факт послужил поводом для закрытия клуба. Но Лысенко и его соратники, предчувствуя подобный сценарий развития событий, успели зарегистрировать новый клуб под названием «Родина». Кстати, в декабре 1912 года, на траурном концерте клуба, вскоре после смерти Лысенко, была исполнена лебединая песня композитора — последнее сочинение: одноактная опера «Ноктюрн».
СМЕРТЬ
В 1911 году, когда композитор из-за рабских условий отказался отмечать 50-летие смерти Тараса Шевченко в Киеве, на него ополчились не только Трепов с Новицким, но и сам Столыпин, то есть вся российская власть. По предложению кружка «Кобзарь», концерты Лысенко перенес в Москву. После этого композитора и членов старейшин Украинского клуба привлекли к уголовной ответственности «за антигосударственную деятельность». Это серьезное обвинение было сфабриковано властями, решившими наказать строптивца-националиста. Ведь Николай Витальевич Лысенко был символом и совестью украинцев. Процесс предстоял быть громким и показательным, чтобы другим не повадно было. Волнения привели к печальным последствиям...
Композитор умер от инфаркта. Николай Витальевич собирался на занятия в свою школу. Почувствовал себя плохо. Вернулся, прилег на кровать, и через 20 минут его не стало. Дети кинулись к Старицким и Косачам, но уже ничего нельзя было сделать. По преданию, последними словами Николая Витальевича была просьба позвать Александра Кошица, своего ученика и соратника. По воспоминаниям Ольги Петровны Косач, у композитора было удивление на лице. Похоже, смерть стала для него тоже неожиданной и непрошенной «гостьей».
Когда хоронили композитора, с ним проститься пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. По воспоминаниям Александра Антоновича Кошица, Лысенко отпевали во Владимирском соборе; только хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек. Когда они пели, то было слышно в центре Киева. Гроб до Байкового кладбища пронесли на руках.
В Мемориальном музее Н. Лысенко экспонируется уникальный экспонат — «красная китайка», которой был покрыт гроб композитора. Во многих статьях тех печальных дней Николая Витальевича называли «гетманом украинской музыки», «интимной силой украинского движения, его огнем и живой связью». «Красная китайка» — не знамя революции, как рассказывали нам в советские времена, а старинный обычай, когда провожают в последний путь представителя казацкого рода. Ведь предок композитора — Иван Яковлевич Лысенко — был полковником Черниговским, Переяславским и «наказным гетманом Украины» 1674 года.
НАСЛЕДНИКИ
Все дочери и сыновья Лысенко учились музыке. Самая старшая — Екатерина Николаевна — была хорошей пианисткой. Выйдя замуж за известного художника Виктора Масленикова, музыкой занималась для души. В 20 ебыла одной из основательниц Нотного отдела Библиотеки АН Украины. Профессиональным музыкантом стала лишь Марьяна Николаевна. Окончила Московскую консерваторию, преподавала в Киеве и Львове. Прекрасным голосом обладала Галина Николаевна. Была красавицей, но певческой карьере предпочла семейные обязанности. Ее муж — преподаватель консерватории Синошило. Любимчиком семьи и самым одаренным считали Тараса Николаевича, игравшего практически на всех музыкальных инструментах. Он умер от простуды в 22 года. Остап Николаевич стал музыковедом, преподавал в Киевской консерватории. Его главная заслуга в том, что вместе со своей женой Марией Тимофеевной сохранили архив композитора. В 1941 году О. Лысенко возглавил Украинскую музыкальную академию. Под видом студентов ему удалось сохранить жизни очень многим людям, оказавшимся на оккупированной территории. Вместе с коллегой по консерватории — Анисией Шреер-Ткаченко — они спрятали инструменты многих музыкантов. А лысенковскому роялю не повезло. На чердаке, где он хранился, сорвало крышу, пришлось трижды реставрировать, чтобы спасти инструмент. А в декабре прошлого года снова «подлечивали» знаменитый рояль, которому больше 120 лет, и он вновь звучит. В Мемориальном музее проводятся камерные вечера, на легендарном инструменте играют лучшие пианисты и почетные гости.
Сегодня есть потомки украинского классика по трем линиям: Остапа, Галины и Марьяны. По мужской ветви Николай Витальевич Лысенко — полный тезка, праправнук композитора, — тоже музыкант, дирижер. Он потомок династии, ее наследник в 12-м колене.
Имя Н. В. Лысенко присвоено Национальной филармонии Украины, Львовскому высшему музыкальному институту, Харьковскому театру оперы и балета, Киевской музыкальной школе-интернату, струнному квартету, во многих городах есть улицы композитора. А самое главное, его произведения не забыты, они часто исполняются.
В настоящее время ведется работа по подготовке к изданию трехтомника о жизни и творчестве Николая Лысенко. В него войдут 480 писем композитора, воспоминания современников, а также «Лысенкониана» Дмитрия Ревуцкого, ученика Николая Витальевича, его первого биографа. А с 19 по 30 ноября в Киеве пройдет Международный музыкальный конкурс им. Н. Лысенко, который является музыкальной визиткой Украины.
Автор выражает благодарность заведующей Мемориальным музеем Н. Лысенко Роксане Никитичне Скорульской за помощь в подготовке этого материала.
Для Мемориального музея Николая Лысенко день 6 ноября никогда не является сугубо траурным. В 13.44 (время смерти композитора) включается метроном и звучит запись духовного концерта «Куди піду від лиця твого, Господи» — единственное произведение, написанное им на канонический текст.
Выпуск газеты №:
№204, (2002)Section
Культура