«Энергоатом» намерен стать прозрачным
Те, кто поставил компанию на грань банкротства, по-прежнему в тениПодготовить НАЭК «Энергоатом» к конкуренции на рынке — такую цель преследует стратегия корпоративного развития, изложенная в проекте TACIS, направленном на институциональную поддержку компании и презентованном вчера в Киеве руководством Минтопэнерго и атомной отрасли Украины.
По словам президента НАЭК Сергея Тулуба, почти все энергогенерирующие компании мира являются сегодня корпорациями, включающими в себя атомные станции, научно-исследовательские учреждения и другие подразделения. Соответственно и магистральным направлением развития «Энергоатома» его руководитель определил постепенную трансформацию государственного предприятия в государственную корпорацию, поскольку, по его словам, корни большинства проблем «Энергоатома» состоят в невозможности использовать общепринятые в мировой практике механизмы хозяйствования. А следовательно и механизмы долгосрочного кредитования и инвестирования. В качестве примера этого можно вспомнить долгоиграющий и время от времени даже затухающий процесс кредитования Европейским банком реконструкции и развития достройки атомных блоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС, получивший, правда, в эти дни очередной допинг в связи с приездом в Украину президента банка господина Жана Лемьера. Но, по-видимому, не только институциональная и правовая неподготовленность «Энергоатома» оказала негативное влияние на инвестиционную привлекательность этой компании, производящей, как отмечал Тулуб, почти половину украинской электроэнергии, а поэтому имеющей для нашей страны и ее энергетической безопасности стратегическое значение. Вместе с тем, по мнению Тулуба, при наличии миллиардных задолженностей формальная корпоратизация не прибавит «Энергоатому» «серьезного интереса потенциальных инвесторов».
Нынешние преобразования в «Энергоатоме» продиктованы необходимостью сделать эту компанию «конкурентоспособной, прибыльной», заявил недавно премьер-министр Украины Анатолий Кинах и высказал сожаление, что «в связи с некоторыми событиями, («кто-то кое-где у нас порой?..») у этой компании образовалась огромная кредиторская и дебиторская задолженность, в частности, перед государственным бюджетом». Кроме того, по его словам, в компании была допущена «масса злоупотреблений» в вопросах закупки оборудования по ценам, которые «в десятки раз превышают их объективный уровень».
И тут нельзя не вспомнить, что Генеральная прокуратура Украины в августе возбудила уголовное дело в отношении ряда бывших должностных лиц «Энергоатома» (фамилии которых пока не называются) по статье 364 ч.2 Уголовного кодекса Украины — злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее тяжкие последствия». По предварительным оценкам следствия, ущерб, нанесенный государству действиями бывших руководителей «Энергоатома», оценивается в 200 млн. грн., — сообщил Интерфаксу- Украина исполняющий обязанности начальника отдела Генпрокуратуры Владимир Гоголь. По его словам, в период с 1998 по 2001 год бывшие руководители компании заключили ряд заведомо невыгодных для государства контрактов по реализации векселей через коммерческие банки, чем нанесли компании огромные убытки». Он также сообщил, что кроме должностных лиц «Энергоатома» к уголовной ответственности будут привлечены руководители ряда коммерческих предприятий, с которыми заключались заведомо невыгодные контракты, однако местонахождение многих из них неизвестно и их розыском занимаются органы внутренних дел. По утверждению отдела связей с общественностью «Энергоатома», компания только за 2001 год и первый квартал 2002 г. получила больше 150 судебных решений по поводу взыскания кредиторской задолженности на сумму свыше 460 млн. гривен. Истекает срок давности задолженности, накопленной компанией несколько лет назад (в период бартерных расчетов). И работники отдела задаются риторическим вопросом: кто, имея искусственно созданные миллиардные долги, одновременно позволял себе покупать за счет компании квартиры, стоимостью почти миллион гривен каждая? В результате сегодня «Энергоатому» приходится работать над концепцией реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности. На 1 сентября дебиторская задолженность компании составляла около 8,8 млрд. грн. (в частности, почти 7,4 млрд. грн. — долг госпредприятия «Энергорынок»), а кредиторская — более 5,1 млрд. грн., причем, по мнению С.Тулуба, половина этой суммы приходится на задолженности перед коммерческими структурами, которая «носит искусственный характер» и сформирована в период использования вексельных, бартерных и других неденежных форм расчетов.
Между тем до сих пор остается невыполненным высказанное еще в июле требование Президента Леонида Кучмы расследовать ситуацию, сложившуюся в компании «Энергоатом». «Мы должны разобраться и назвать «героев», — сказал Президент на совещании по вопросам работы атомной энергетики, вызванном серьезными проблемами в этой сфере, — предприятие должно работать на людей, а не на кучку, которая довела его до банкротства». По словам Л.Кучмы, в прошлом году долг «Энергоатома» перед бюджетом был списан на 1,5 млрд. грн, а сейчас он снова возрос до 1,2 млрд. грн.
По оценкам экспертов «Дня», компанию сознательно вели к банкротству. В этой связи специалисты отрасли вспоминают операцию по по продаже уранового концентрата, проведенную в 2000 году. Тогда «Энергоатому» из резервов Минтопэнерго было отгружено 524 тонны по цене 352 гривны за килограмм, т.е. на 284,5 млн. гривен. Но дальше этот концентрат поставляется российскому ОАО «Твел» за 50,9 млн. гривен (прямой убыток 133,5 млн. грн.), и эксперты высказывают предположение, что именно таким образом был произведен «теневой» расчет некоторых близких к руководству тогдашнего правительства структур за российский природный газ.
А сколько финансовых посредников сделали себе миллионные состояния, «высасывая» денежные ресурсы из «Энергоатома», и, вполне вероятно, не забывая при этом благодарить бывшее руководство компании? Чтобы понять суть этого процесса, достаточно взять пример лишь одной Южноукраинской АЭС, которая в 1999 году имела фактическую себестоимость производства электроэнергии 1,45 коп. при плановой 1,72 коп. Но на оптовом энергорынке эта электроэнергия продавалась по тарифу 7,6 коп. В результате, после отчисления на закупку ядерного топлива более 100 млн. гривен эта станция могла бы иметь в своем распоряжении 640 млн. гривен, которых вполне хватило бы для расчетов за атомное топливо для всех других АЭС. Но атомными деньгами в то время в основном распоряжались именно посредники, которым руководство компании, по мнению экспертов, создавало условия для возникновения долговых обязательств и погашало их с дисконтами в 50 70%. В результате в 1998 —2000 годах было вымыто и вывезено за рубеж около 800 млн. оборотных средств атомных станций Украины. Сверхпоказательным в этом плане является пример известной фирмы «Бринкфорд», которой «Энергоатом» передал за «услуги» переводные вексели на 480 млн. грн., в результате чего фирма в итоге получила денежными средствами и товарной продукцией 118,4 млн. грн., тогда как «Энергоатом», как собственник поставленной электроэнергии, всего 2,7 млн. грн., или в 44 раза меньше. Весьма показательно, что Виктор Ющенко (в состав политического парламентского блока «Наша Украина» входят «шефы» «Бринкфорда» господа Жвания и Мартыненко) рьяно защищал уволенного с должности президента НАЭК «Энергоатом» Юрия Недашковского. Словом, корпоратизация, которая, по словам заместителя госсекретаря Минтопэнерго Николая Штернберга, должна привнести в атомную энергетику полную финансовую открытость, вполне ко времени.
Выпуск газеты №:
№193, (2002)Section
День Украины