Ужин у государя
На свой первый президентский день рождения Владимир Путин отправился в Санкт-Петербург. Праздновал в тесном кругу семьи и ближайших друзей. Вся российская политическая элита во главе с премьером Михаилом Касьяновым осталась в Москве на другом празднике — пышной презентации мемуаров Бориса Ельцина. В Питер надзирать за Путиным и его гостями отправили лишь главу президентской администрации Александра Волошина. Сейчас, два года спустя, все по-другому. Президент начал отмечать день рождения в Кишиневе, во время официального завтрака с российской делегацией на саммите СНГ, а завершил торжественным ужином в Кремле с участием высших должностных лиц: премьера, главы администрации, председателя Совета Федерации и всех, практически всех силовиков. Тут уж не до кремленологического анализа, кто свой, а кто чужой. Отбирали по должности, объяснять не нужно. И в этом отборе отразился нынешний, приобретенный за три года правления, статус Путина в российской властной элите — статус монарха, уважение к которому является важной частью правил этикета и должно быть продемонстрировано по телевизору со всей верноподданнической страстностью. И в этом отборе можно заметить подлинный статус Путина в команде, которая привела его к власти 31 декабря 1999 года — это, по сути, статус куратора силовых структур. И статус этот не приобретен Путиным за годы президентства — он получил его еще при назначении последним премьером Бориса Ельцина, а то и раньше, когда совмещал посты директора ФСБ и секретаря Совета Безопасности. Это обязанности сложные, многослойные, но в стране, которая держится уже не на могуществе спецслужб и не на авторитете армии, а на сложных взаимоотношениях криминализированных предпринимательских элит и региональных баронов, не дающие реальной власти.
Зато статус монарха и обязанности куратора позволяют удачно прикрывать всю изнанку сегодняшней российской жизни. Какие там «олигархи» и региональные предводители — на ужине в Кремле их нет! В Кремле, как при государе императоре, ужинают господа генералы, главнокомандующие и командующие, директора специальных департаментов и прочая и прочая — солидный ужин заслуженных людей в честь важной даты. Правда, знающие люди легко отнесут к «олигархам» Касьянова и Волошина, но ведь и они не купили свои места за деньги, а получили исключительно благодаря должностям главы правительства и главы администрации — они не какие там бизнесмены, а скорее, маршалы в штатском, действительные тайные советники. Шампанского Михаил Михайловичу и Александру Стальевичу!
Красивый праздник — Путин на страусиных яйцах, на открытках и портретах художницы-примитивистки из далекого сибирского городка… Путин по телевизору — много-много. И копия шапки Мономаха — будто копия власти. Только власть бывает либо настоящей, либо никакой. И такой власти — церемониальной, уверенной, любимой народом за честь и достоинство, но далекой от центров принятия решений, в России не было за всю ее тысячелетнюю историю. За это и выпьем.
Выпуск газеты №:
№183, (2002)Section
День Планеты