Словакия отказалась от Мечьяра

Явка на выборы в Словакии оценивается приблизительно в 70 процентов. Партия, возглавляемая Мечьяром, получила 19,5 процента голосов словацких избирателей, что означает потери: четыре года назад ее показатели были выше на 7,5 процента. Экс- премьер Мечьяр отказывается от комментариев, и его можно понять. Он рассчитывал на большее, теперь же, как считают словацкие аналитики, перспективы продолжения его активной политической жизни выглядят весьма неубедительно. Тем не менее в целом 36 мест из 150 в словацком парламенте — не такой плохой показатель.
Вторым финишировал Демократический христианский союз — партия, которую представляют премьер Дзуринда и министр иностранных дел Эдуард Кукан, — с показателем более 15 процентов. Словацкие аналитики утверждают, что для партии — это явный успех, поскольку такого количества поданных за нее голосов никто накануне выборов не ожидал. Кукан сразу же после выборов заявил, что хотел бы сохранить за собой пост министра иностранных дел, очевидно, что и у главы правительства Дзуринды есть немалые шансы сохранить за собой свою должность. Главная «изюминка» словацких выборов в том, что впервые после 1991 го, когдатеоретически перестал существовать социалистический строй, и с 1993-го, когда Словакия стала самостоятельным государством, в парламент впервые прошли коммунисты, причем они получили довольно немало — 11 парламентских мандатов. Это можно объяснить тем, что общая ситуация в стране нелегка, безработица достигает 18 процентов (и при этом в Словакии легально и не очень занято немало украинцев). Коммунисты уже заявили о себе в качестве оппозиционной партии. Словацкие эксперты предрекают, что правительство сформирует коалиция в составе партии премьера Дзуринды, коалиции, представляющей интересы этнических венгров, христианских демократов, а также, возможно, новообразованной партии ANO («да» по-словацки). Это — вторая особенность словацкого политикума, что в известной степени роднит его с украинскими реалиями: накануне выборов было образовано две новых партии. Партию ANO, которая декларирует преданность либеральным ценностям, связывают с телевизионным магнатом Паволом Рушко. Партия SMER заявляет о себе как левоцентристская, и ее лидер Роберт Фицо, узнав о результатах голосования, выглядел разочарованным: 13,5 процента голосов избирателей принесли ему 25 мест в парламенте, но ни в коей мере не удовлетворили премьерские амбиции.
Европейский Союз и председательствующая в ЕС Дания уже прислали свои приветствия, отмечая, что ЕС пристально наблюдает за тем, какой парламент формируется в стране, и будет ли создано правительство, способное продолжить прогресс в достижении членства в ЕС. Союз подтвердил, что будет приветствовать Словакию в качестве своего нового члена.
Итак, психологическую войну словаки, похоже, выиграли. Осталось решить практические проблемы — а их слишком много, чтобы политика нового правительства могла считаться популярной.
Выпуск газеты №:
№172, (2002)Section
День Планеты