Перейти к основному содержанию

Они и мы

20 сентября, 00:00
Живая власть для черни ненавистна
— Они любить умеют только мертвых.
Александр Пушкин

Странное впечатление производит акция протеста, проводимая сейчас четырьмя нашими оппозиционными партиями. Что-то наподобие «Перелицованной Энеиды». Принимая во внимание то обстоятельство, что все эти партии являются частью правящего истеблишмента, представлены (и не один год) в высшем законодательном органе страны — в Верховной Раде. Нетрудно подсчитать, что все вместе они потенциально представляют в ВР большую силу и потому могут надеяться процедурно осуществлять через ВР все, что посчитают нужным — вносить изменения в Конституцию, не утверждать неугодное им правительство, влиять на стратегию социальной и внешней политики, принимать желательный налоговый кодекс, законы о пенсии и еще многое другое — чего душа пожелает. При одном условии, конечно, — если они объединятся. Чего, как все хорошо понимают, «не может быть, потому что не может быть никогда». Вместо этого депутаты, со всеми своими высокими полномочиями, выходят на улицу, чтобы кричать «Кучму — геть!», создают анекдотические и эфемерные коалиции и, главное, — втягивают в свои бессмысленные, стилизованные под 1917 год, комбинации определенную часть общества. Общества, которое они в очередной раз обманывают своей полной беспомощностью и неспособностью пользоваться собственными законными полномочиями во благо народа. А главное — фальшивым единством, ведь и слепому видно, что в случае какой-то «победы» (хотя какая тут может быть победа?) альянс политических протестантов немедленно распадется. Ибо что может быть общего, например, у госпожи Тимошенко и тов. Симоненко, у тов. Мороза и господина Ющенко? Только одно — «Кучму — геть!». А потом разбежаться в четыре разных стороны — каждый за свою местечковую баррикаду — и стрелять друг в друга. Такая у нас законодательная власть.

А что же народ — всегда правый народ? В нашем общественном сознании существует немало странных парадигм, связанных с неразрывным тандемом «Народ—Власть». Народ, думаем мы, это что-то неприкосновенное, настоящее, монолитное и всегда справедливое: «Глас народа — глас Божий». Наша же власть по всем своим качествам, свойствам и вариантам является полным антиподом народа. Таким антиподом, что ее можно подозревать в иностранном происхождении — что-то наподобие средневековых баскаков или членов политбюро КПСС. Другая национальность, другой характер и отсутствие всяких социальных или семейных связей с народом, не говоря о внешних, отнюдь не украинских интересах. Самое главное — другая мораль.

Отношения к власти — любой, власти как таковой — в Украине наследственно недоброжелательное, даже враждебное. Из-за этого у нас весьма сложно, почти невозможно стать «пророком в своем отечестве». Вспомним хотя бы последние 11 лет — годы нашей Независимости. Кого мы за это время почитали, кем гордились, кому доверяли, на кого равнялись, чьи слова цитировали? Да никого — среди более сорока миллионов украинцев. Все были не такие — одни «иностранцы», другие — «инородцы», «коммунисты», «националисты», «бендеры»; все вместе — разбойники с большой дороги. Даже своих великих покойных пророков успели хорошо вывалять в грязи, быстро воспользовавшись демократией и свободой слова.

За эти 11 лет нами была категорически забракована вся возможная шкала государственных деятелей — начиная с оторванных от мира выдающихся ученых до талантливых прохвостов-дельцов, от молодых, не обремененных советскими предрассудками «новых», до профессуры старой школы власти. Кажется, спустись на землю наш небесный покровитель архангел Михаил, и того бы не признали, не одобрили, и ему не дали бы развернуться, не подождали бы результатов, а уже с первого дня кричали бы: «В отставку! На скамью подсудимых! Долой! Долой!»

Однако имеем ли мы, народ, право быть такими уж принципиальными, такими требовательными к своей власти? Не из народа ли эта власть вышла, не является ли она частью нас, не отражает ли все наши — народные — качества? Ведь большинство представителей новой власти (так же, как и советской, кстати) всех уровней — это образованные мещане в первом-втором, хорошо, если в третьем, поколении. Их родственники и до сих пор живут в селе, то есть составляют тот самый Народ с большой буквы. Украинская власть есть плоть от плоти нашей. И нами же избранная.

Так кого же мы ругаем, кого упрекаем? Как не крути, а выходит — себя. Ибо кто воспитал наших властителей такими, каковы они есть? Не наша ли школа, не украинская ли семья, не те ли самые критиканы, которые во время выборов готовы голосовать за кого угодно, чтобы только позорно на этом «заработать» какую-то безделицу? А скажите, делается ли сегодня в школе, в семье особый акцент на воспитании в детях таких качеств как честь, честная работа, ответственность за других, самоотверженность? Или, может, наши церкви об этом заботятся, читая в храмах христианские заповеди на незнакомом прихожанам языке и установив «таксы на требы»? Батюшки и епископы какой церкви являют собой образцы бескорыстия и служения народу? Вспомним еще, как мы, журналисты, культивируем на своих страницах и экранах высокие понятия чести и достоинства, принципиальности. Так кого, собственно, попрекаем в своих бедах? Кого презираем, кого гоним, «над кем смеемся, господа»? И на что надеемся?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать