НИЩЕТА РАЗГОВОРОВ О НИЩЕТЕ
Йоханнесбург: не там ищут
Сегодня существует очень мало возможностей для международных действий, направленных на устранение нарушений этих прав во многих — если не в большинстве — странах мира. Особенно в тех, которые пытаются использовать «Саммит Земли» в качестве «резонатора критики» по поводу того, что развитые страны не слишком много делают для ликвидации бедности в мире или для защиты окружающей среды.
По крайней мере, мы должны приветствовать тот факт, что эти темы — бедность и окружающая среда — являются двумя основными проблемами Всемирного саммита. Это является отступлением от обычных идей, выдвигавшихся ранее группами в области устойчивого развития, таких, например, как предполагаемое истощение сырьевых запасов Земли, или полная техническая неспособность мира прокормить свое растущее население, или биологическое разнообразие. По мнению многих специалистов, такие прогнозы являются огромным преувеличением активистов по защите окружающей среды. Законы экономики говорят о том, что когда спрос на товар начинает опережать предложение, цены будут расти. Оставляя в стороне спекулятивные рынки, спрос затем будет снижаться, а предложение (включая предложение заменителей) будет расти. Эти законы обеспечили то, что ни один из сценариев конца света 1960-х и 1970 х — помнитепредсказания «Римского клуба»? — не осуществился. В конечном счете, цены почти на все полезные ископаемые возымели тенденцию к понижению. В мире никогда не смогут закончиться какие-либо полезные ископаемые.
Аналогично, предсказания паникеров по поводу надвигающегося всемирного голода также были фальсифицированы. Голод случается, но редко, если вообще когда-либо случается в по-настоящему демократических странах. Со времен советской коллективизации в 1930-х годах и до сегодняшней расистской политики президента Мугабе в Зимбабве голод появлялся в результате гражданских войн или идеологических психозов. Изменения местного климата могут, конечно же, осложнить ситуацию, но при наличии возможности для мировой торговли и существовании излишков во многих регионах, занятых производством продуктов, демократические правительства могут справиться с их последствиями.
Что касается биологического разнообразия, то наиболее важным видом, которому сегодня грозит исчезновение, является человеческая раса. Да, международные действия могут помочь справиться с взаимосвязанными проблемами — бедностью и деградацией окружающей среды. Например, богатые страны должны уменьшить размеры сельскохозяйственных субсидий и шире открыть свои рынки для экспортеров продуктов питания из стран третьего мира. Международные действия также могут помочь справиться с глобальными экологическими проблемами. Имеется много примеров таких действий, как Монреальский протокол, направленный на снижение угрозы разрушения озонового слоя. И очень жаль, что Америка вышла из Киотского процесса по борьбе с глобальным потеплением, вместо того чтобы попытаться сдвинуть его в направлении, выбранном с учетом рыночных интересов, и вырвать его из рук регулятивного механизма, любимого бюрократами всюду.
Но проблема снижения уровня бедности и деградация окружающей среды — такая как отсутствие доступа к чистой питьевой воде — что влияют на жизнь миллиардов людей в странах третьего мира, всегда будут зависеть главным образом от политики, проводимой на местах. В придачу ко всему остальному сюда относится возрастающее уважение к законности, к имущественным правам, к праву людей свободно получать блага от применения своих предпринимательских способностей, и права выражать свое несогласие со своей судьбой. Не говоря уже о других основных свободах, закрепленных в многочисленных международных конвенциях, которые подписали почти все страны, участвующие в Саммите Земли, и которые многие из них игнорируют вопиющим образом.
Требование большего уважения прав человека, конечно же, не является просто желаемым средством, чтобы прекратить работу над снижением уровня бедности и защитой окружающей среды. Просто оказалось, что это также важный — зачастую самый важный — фактор, определяющий человеческое благополучие и развитие. События последних двенадцати месяцев наверняка убедили многих людей, что наиболее опасный конфликт, с которым человечество столкнется в будущем, будет не конфликт между человеком и окружающей средой, а конфликт между человеком и человеком.
К сожалению, с учетом уважения, которое уделяется национальному суверенитету, можно сказать, что масштабы международных действий, направленных на соблюдение прав человека во многих странах, в которых они нарушаются, будут ограниченными. По этой причине какие бы прекрасные и звучные заявления ни были сделаны на Саммите Земли, они обречены на провал.
Уилфред БЕКЕРМАН — заслуженный член совета в отставке колледжа Balliol College, Оксфорд. Автор исследования «Нищета мышления: экономический рост и устойчивое развитие», которое вскоре будет опубликовано Независимым институтом в Окленде (США)
Выпуск газеты №:
№156, (2002)Section
Nota bene