Перейти к основному содержанию

Национальные традиции: сто лет спустя

28 августа, 00:00

«Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад… Не правда ли, не те же самые чувства мгновенно охватят вас в вихре сельской ярмарки… Шум, брань, блеяние, рев — все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыгане, горшки, бабы, пряники, шапки — все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами...» Посети Николай Васильевич Гоголь сейчас Полтавскую область, а не губернию в свое время — мы вряд ли бы узнали о «полной гула и хаоса чудных неясных звуков» «встревоженной окрестности» села Большие Сорочинцы. А проходящая там этими днями ярмарка, как некогда Иллинская, Роменская, Голотовская, рискну предположить, бесследно канула бы в Лету. То есть — с высокой долей вероятности — не получила бы достаточно оснований претендовать на национальный статус сотню лет спустя.

С каждым годом приятно-неожиданных, захватывающих, по-настоящему «гоголевских» впечатлений, способных захлестнуть воображение не то, что великого мастера слова, а и просто рядового посетителя, в Сорочинцах — все меньше. На смену им пришли новые — современные. И хотя купить на ярмарке, по-прежнему, можно решительно все: от минеральной воды и детского питания до автомобилей и сельскохозяйственной техники. Признаться, только продажа последних отличала Сорочинцы в этом году от любого другого базара. Практически не наблюдалось там внешне простых, филигранно отдающихся в душе, национальных ярмарочных традиций.

Скептики и жители окрестных сел обвиняли в этом организаторов Сорочинской ярмарки: мол, часто они, организаторы, меняются и слишком дорого для крестьянского ремесленника или торговца стоит единица торговой площади. Рядовые посетители, не успевшие на официозное, но максимально сохранившее национальный колорит, открытие ярмарки, испытав разочарование безрезультатных поисков «известных тамошних гарбузов», недоумевали по поводу множества «куч мусора» и отсутствия истинных народных умельцев. А, отведавший сорочинских вареников, премьер-министр Анатолий Кинах на пресс-конференции по открытию Национальной говорил о ярмарке, как о «ярком примере» того, что «Украина постепенно поднимается с колен», «укрепляет экономический потенциал» и выражал уверенность в значительном наличии такового на просторах Отечества.

С каждым годом Сорочинцы выходят на все большие масштабы (если в прошлом году в ярмарке приняли участие около 450 промышленных и предпринимательских структур, то в этом — около 700). То, что в этом году представители России, стран Балтии, Белоруссии, Центральной и Восточной Европы, Франции, Германии были представлены на ярмарке более широко, чем в прошлом, позволяет надеяться, что, при умелой организации, в увековеченной Гоголем сорочинской глубинки есть будущее. И не только потому, что, по словам вице-премьера Леонида Козаченко, в прошлом году на ярмарке было продано продукции на общую сумму более 12 млн. грн. А в этом количество участников увеличилось на треть, и организаторы ожидают реализации на 16-18 миллионов.

При желании можно привести массу примеров (от бразильских карнавалов до российских маслениц), когда на известных всему миру (или пусть даже локально) мероприятиях отдельные регионы и целые страны делают неплохой бизнес. Неотъемлемой составляющей которого являются именно национальные традиции. И именно в этом плане размах Сорочинцев, признаться, впечатлял не очень.

Разного рода спектакли, выставки изделий народных умельцев, национальные развлечения и прочее, внося долю национального колорита в торговлю, просто терялись в утроенных по сравнению с прошлым годом рядах... Нет, не «палаточных представительств» отечественного производителя (это еще можно было бы понять), а «раскладочной толкучки», которую без труда можно посетить в любом городе. Гнетущее впечатление, когда немногочисленные национальные мелодии в исполнении ряженных казаков глохнут в звучащих со всех сторон ритмах незамысловатой современной попсы. Джинсы, кроссовки, кожаные куртки, дешевые парфюмерные изделия... Китай, Польша, Турция... Что это? Намек на мировое признание Сорочинской ярмарки? Очевидно, что нет. Хотелось бы, чтобы радость ожидания Леонида Козаченко в этом году двух миллионов посетителей совпала бы с их приятными впечатлениями от ярмарки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать