Перейти к основному содержанию

«Бархатный сезон» —

клондайк для телевизионщиков, журналистов и всех, кто к этому причастен
06 августа, 00:00

«БОДРАЯ КОРОВА» ТОЛЬКО ДЛЯ МУЖИКОВ

Седьмой Международный фестиваль телевизионных программ «Бархатный сезон» стартовал из Одессы. Там нас поджидал теплоход «Тарас Шевченко», который должен был взять курс на Ростов-на- Дону. Ростовчане предложили шикарную программу встречи и всяческое содействие в подготовке открытия. Все логично, учитывая, что нынешний год — год Украины в России. В 2003-м будет наоборот. Беспрецедентным есть и тот факт, что «Тарас Шевченко» с «Бархатным сезоном» на борту — первый пассажирский корабль, который зашел в российские воды за 11 лет украинской независимости. По сему поводу украинская и российская таможня были корректны, но исключительно строги: пришлось заполнять немереное количество деклараций, где все клялись, что ни оружия, ни наркотиков не намерены провозить на святую российскую землю. В связи с тем, что целомудрие терялось впервые, у российской таможни не нашлось родных посадочных талонов и симпатичные женщины в пограничной форме любезно выдавали всем талоны «Аэрофлота».

Ростов, несмотря на 40-градусную жару, встретил на пристани бодрым казачьим пением, бурным интересом местных СМИ и простых ростовчан, которые приходили к кораблю запросто пообщаться со звездами телевидения. Журналисты гуляли по городу, получая массу удовольствия от товаров народного потребления. Согласитесь, трудно не купить мороженое «Бодрая корова» или не закурить сигареты под многозначительным названием «Мужик». Орешки «От рассвета до заката» меня доконали: на упаковке совершенно обезумевший ковбой как-то странно скалился и таращил глаза.

В Ростове свято чтут традиции и ужасно гордятся своей историей. Если послушать ростовских экскурсоводов, то буквально каждый особнячок в славном городе Ростове имеет свою историю, как правило, захватывающую и авантюрную. Окончательно мы в этом убедились во время экскурсии в станицу Новочеркасская. Здесь, по-возможности, сохранено все, как было в ХVIII—ХIХ веках: курени, замечательный Возвиженский войсковой собор, удивительный музей казацкого быта. Знаете, откуда пошло слово балясничать? Балясники — симпатичные резные балкончики в куренях. Туда выходили жены казаков, чтоб посплетничать в свободную минутку. Кстати, процедура женитьбы до средины ХIХ века довольно долго оставалась исключительно демократичной: достаточно было выйти на казацкий круг (собрание) и сказать, что берешь в жены Маню или Таню. Впрочем, и с разводами особо не церемонились: если Маня или Таня не оправдывали надежд, на том же кругу через год можно было освободить их от занимаемой должности. Суровые, однако, нравы на земле, где шуба стоила дороже дома, а чай пили с икрой, потому что, как вы должны догадываться, икра на Дону в то время была 10 копеек за килограмм и в любых количествах.

Станичники утверждают, что Дон — река суровая, наводнения на Кубани не редкость, и от куреня к куреню часто плавали в маленьких ненадежных лодчонках под названием «каюк». Лодочки часто переворачивались, народ тонул ни за что, ни про что — так и родилось известное всем выражение «тебе каюк».

Больше всего мне понравился в музее народного быта колоритный стеклянный графин. На дне его умельцы каким-то образом отливали маленького чертика, курящего трубку. Причем, видно его становится только, когда распивающие выливают из графина остатки содержимого и обнажается дно. Отсюда, и напиться до чертиков . Чувствуете, сколько замечательных пословиц нам подарила замечательная ростовская земля. С чертиком, кстати, еще не все. Самая крутая фишка в том, что он вбирает в себя немного жидкости. И если перед сном графин перевернуть, то к утру на опохмел он нацедит вам аккурат 50 граммов. Как можно после этого удивляться, что Фома блоху подковал?

ХОЧЕТСЯ УДОВЛЕТВОРИТЬ ЛЮБОПЫТСТВО ЗА КАЗЕННЫЙ СЧЕТ

Перед открытием фестиваля в Ростов прилетела московская делегация. Члены жюри — известный московский телекритик и ведущая Пресс-клуба на РТР Ирина Петровская и известный постановщик мюзиклов Евгений Гинзбург («Секрет ее молодости», «Мелодии Верийского квартала», «Бенефис» и др.) пришли на пресс-конферецию через 20 минут после того, как появились на судне по утверждению, совершенно немытые . Чуть позже появился элегантный в свои 75 лет Игорь Дмитриев (недавно в Санкт-Петербурге с большим размахом праздновали юбилей артиста).

Надо сказать, что «Бархатный сезон» — фестиваль не тусовочный, а исключительно рабочий. Об этом говорили бессменный президент фестиваля Валерия Иваненко и председатель правления Международного благотворительного фонда «Фестиваль телепрограмм Бархатный сезон» Владимир Иваненко. Ирина Петровская, пожертвовавшая отпуском ради фестиваля, сказала, что очень рассчитывает на новые телевизионные впечатления: «Хочу удовлетворить любопытство за казенный счет». Евгений Гинзбург был еще категоричней: «Я очень люблю рабочие фестивали, на тусовочных, в основном, спиваешься. У меня нет надежд на российское ТВ я его не люблю. Хочется узнать, что происходит за пределами России». Представительница Украины в жюри, известная телеведущая Татьяна Цымбал сетовала на отключение российских каналов и сказала, что ей интересно абсолютно все.

Вечером Речной порт расцвел фейерверками и наполнился гулом голосов сотен людей: ростовчане пришли на торжественное открытие фестиваля. Его вели Валерия Иваненко и многолетний друг фестиваля известный российский телеведущий и музыковед Святослав Белза. Руслана Лыжичко мгновенно завела толпу бессмертным хитом «Червона рута», блестящий вокал продемонстрировала Самая Т, Владимир Засухин спел знаменитые «Другие берега» (по слухам, любимая песня нашего Президента), фурор произвели Таисия Повалий и Филипп Жмахер. Ну, и на закуску «Братья Карамазовы»! И, уверяю вас, Ростов не скоро забудет этот концерт!

ЧТО ВПЕРЕДИ?

А впереди самое интересное: Ялта, Севастополь, Болгария. Просмотр сотен фестивальных программ, круглые столы с Александром Рутковским на самые острые темы (как вам, например, тема «ТВ и стыд»?), концерты, творческие вечера, презентации и многое, многое другое. Одним словом, клондайк для журналистов. Рассказ об этом впереди.

А пока напоследок расскажу байку от Игоря Дмитриева. Гуляя по городу Ростову, он задумчиво рассказывал мне и моей коллеге о первой встрече с Шолоховым: «Драгоценные мои, Ростов город, куда я приехал на съемки своего первого фильма «Тихий Дон». Молодой, никому не известный актер. Я вышел из поезда на ростовском перроне и первый человек, которого я увидел, был Михаил Шолохов. Я с трепетом уставился на писателя (ведь на роль меня утверждал он и Сергей Герасимов). Понятно, что Шолохов меня не узнал и прошествовал мимо, а я тихонько за ним». «В буфет?» — спросили мы одновременно с надеждой. «Нет, он на минутку зашел за грузовые контейнеры, понимаете зачем, — под наш истерический хохот закончил Дмитриев. — Такова была моя встреча с великим писателем».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать