«Соседство» — и не ближе...
Высокопоставленные представители украинской дипломатии искренне признаются в частных беседах, что определенным образом рост ожиданий Киева на большее понимание со стороны как Брюсселя, так и стран-членов ЕС спровоцировало заявление канцлера ФРГ Герхарда Шредера в Киеве в декабре прошлого года, когда он сказал, что Украина может стать ассоциированным членом ЕС. Ассоциацию с ЕС многие в Киеве рассматривают как средство преодоления многих из безусловно негативных для Украины последствий расширения ЕС. Среди этих последствий — в частности, негативное влияние на пограничную торговлю, новые тарифные и нетарифные ограничения на украинские товары в странах, которые станут членами ЕС начиная с 2004 года, прекращение действия соглашений о свободной торговле с балтийскими странами (каковые, впрочем, часто жаловались на неполное их соблюдение украинской стороной), потери возможностей для украинского экспорта, украинской оборонной промышленности. «Можно ли говорить об усилении межрегионального сотрудничества через введение виз для украинцев, через концентрирование внимания на усилении пограничного контроля, но не на облегчении режима пересечения границ и развитии пограничной инфраструктуры?», — говорил госсекретарь МИД Украины Александр Чалый на международном семинаре в Киеве, проведенном Фондом Бертельсманна (ФРГ) и Институтом международных отношений Киевского университета.
Ожидая «сигнала» со стороны ЕС, украинские представители отмечают вполне конкретные ожидания, которые в Киеве представляются логичными в плане расширения Европейского Союза. Речь идет о содействии ЕС Украине во вступлении в ВТО (это уже обещано в датском плане действий), создание зоны свободной торговли, введение «асимметричного режима» в торговле, тесное сотрудничество в сферах юстиции и внутренних дел (прежде всего — в контроле за границами и борьбой с нелегальной миграцией), создание специального органа сотрудничества по внешней политике и безопасности. «Мы понимаем, что не можем сегодня говорить об отмене визового режима, — говорил «Дню» один из высокопоставленных украинских дипломатов, — но можно — об его либерализации, связывая это с подписанием соглашения о реадмиссии». Киев предлагает подумать над полной интеграцией в сферах энергетики, транспорта, коммуникаций. Украина также хотела бы ожидать от ЕС изменения существующей программы технической помощи ТАСIS на отвечавшую бы основным параметрам программы PHARE (созданной в свое время для помощи продвижению к ЕС Польши и Венгрии). И особенно не хотела бы, чтобы отношения с ней строились бы в зависимости от отношений ЕС с Россией, а также по той же общей модели, что и с Беларусью и Молдовой (что следует из предлагаемой нынче к рассмотрению в ЕС концепции отношений с «новыми соседями» расширенного Союза).
Каких-то четких ответов на это все сегодня не дают ни чиновники, ни политики, ни эксперты. В МИД Германии, в частности, могут только прочитать лекцию о том, как хорошо развиваются отношения между ЕС и Украиной, признать, что вообще понимают украинские надежды и ожидания, но начали заниматься этим вопросом недавно, и что действительно, следует выработать такие инструменты, которые бы удовлетворяли всех. Концепцию отношений «соседства» в МИД ФРГ поддерживают, но еще не знают, что именно будет означать статус «соседа». Известно только, что к «соседям» отнесены только Украина, Молдова и Беларусь, и что эта концепция не будет иметь ничего общего с той, по которой развивались отношения ЕС с «Вышеградской группой» (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия). Но Украине уже не отказывают в том, что когда-то она сможет войти в Союз.
Представители крупнейших фракций Бундестага сегодня перегружены выборами, которые состоятся 22 сентября. Но при этом утверждают, в частности, что «Украина и Молдова могли бы войти в ЕС даже раньше Турции» (представитель блока ХДС/ХСС), что ЕС и Европарламент обязаны найти выход из нелегкой ситуации, которая после расширения Союза возникнет на украинско-польской границе (представитель ПДС), и что блок ХДС/ХСС безусловно, будет добиваться отмены визового режима.
С объективной точки зрения, сегодняшняя немецкая политика неспособна объяснить гражданину, что несет с собой расширение ЕС, — убежден Франк Герольд, редактор международной редакции «Берлинер Цайтунг», — поэтому население боится роста безработицы, наплыва дешевой рабочей силы с Востока, массовой миграции. То же, что находится еще дальше на Восток за Польшей, вообще немца не касается, потому что это слишком далеко, и Украина, как думает средний немец, никогда не будет в ЕС.
Собеседники «Дня» убеждали, что отношение официального Берлина может измениться вместе с успехами в реформах. Однако вопрос о том, готов ли ЕС, и прежде всего, его ключевые страны, хотя бы к обсуждению возможности изменения формата и качества отношений — открыт. Сегодня очевидно, что желаемого морального стимула в ближайшее время Украина не получит — что не означает, что усилия по внутреннему реформированию можно свернуть. Сегодня Запад реагирует только на практические аргументы, которых Киеву пока что не хватает. Времени просить уже просто нет.
Выпуск газеты №:
№132, (2002)Section
День Планеты